Из архива. Исчезнувшая часовня
Эти события произошли всего за 24 года до революции. Вроде бы вопрос постройки каменной часовни весьма небольших размеров - обычное рядовое явление, но если внимательно почитать архивные документы, то можно почерпнуть для себя в этом много важного: значение Веры в обычном православном селе настолько глубокого, что его сложно переоценить.
О плане часовни известно немного. Она должна была быть небольшой, но прочной, каменной. Ширина одной стены всего три с половиной аршина, высота –шесть.
15 июня 1893 года служащие Московской Духовной Консистории заслушивали дело священника и прихожан Николаевской церкви села Кувекино.
Суть заключалась в том, что «движимые чувством благодарности к Господу Богу за избавление их прихода от холерной эпидемии, бывшей в 1848 г., постановили устроить вместо пришедшей в ветхость деревянной часовни, новую, каменную на свои средства. В часовне сей они желают поставить икону Владимирской Божией Матери, в день празднования которой и прекратилось сие губительное поветрие. Часовня же сия будет постоянно находиться запертою, кроме тех дней, в которые будут совершаться возле ее общественные молебствия».
Решение о строительстве было принято единогласно, чтобы каждый раз, идя на работу в поле, уезжая в путь, можно было помолиться перед Святым Образом Владимирской Иконы Божией Матери.
Часовню планировали построить длиной в 3,5 аршина, внутри в 2 аршина и высотой в шесть, то есть около двух с половиной, полутора и четырех метров соответственно. Больше по размеру не позволяло выделенное под неё пространство.
В Кувекино на тот момент уже была часовня, но настолько ветхая и небезопасная, что в ней давно не проводились молебны,«и старая деревянная их часовня более есть столб, а не часовня и часовенка», даже лампадку зажечь было уже нельзя. Такие «столбы» даже не значились в клировых ведомостях, потому как за часовни и не считались.
О постройке же нового, каменного здания сначала постановили на сельском сходе. Священника на сходе не было – его поставили в ведение «по факту». Селяне переживали, что старинные иконы, находившие в разрушавшейся деревянной часовне, могут сильно испортиться от непогоды, от которой не защищали ветхие стены и крыша.
Чем отличалось село от деревни в царское время? В селе обязательно должна быть церковь, в деревне – нет. Кувекино всегда именовалось селом, в советское время стало деревней.
Сразу же обсудили вопрос кружки для сбора. Её не будет. Разве что, если захочет священник для пожертвований на храм.
Вопрос современный человек поставил бы так: зачем нужна часовня, если стоит и действует недавно отстроенная, отлично отреставрированная церковь?Богобоязнь и боголюбие наших предков всего лишь полтора века назад кажется нам чем-то удивительным. А ведь так оно и было. Для них было немыслимым пойти в поле или на другую какую-то работу, отправиться в путь или на учение, не помолившись перед святым образом в освященном месте. И таким местом они видели часовню.
Была еще одна причина селян, чтобы построить часовенку. Они горели благодарностью к Господу за избавление от эпидемии холеры. Самый пик болезни пришёлся на 1848 год, то есть чуть менее чем за полвека. Многие жители Кувекино ту эпидемию не застали, но чудесные рассказы о спасении и помощи Божией передавались из уст в уста и сохранялись в сердцах верующих крестьян.
На протяжении почти полувека жители села передавали друг другу истории о чудесном спасении от эпидемии холеры. В знак благодарности Господу они мечтали построить каменную часовню.
Строительное отделение Московской Духовной Консистории ходатайство одобрило, но с тем условием, что будут соблюдены все правила. И даже выделило техника, курирующего стройку.
Средства собирались силами жителей. На богоугодное дело никто не скупился.
Больше сведений о постройке часовни нет. Была ли она всё-таки? Если да, то когда разрушена?
Это случилось за 24 года до революции. Сердца людей горели верой, верой благочестивой и благодарной. Что же случилось? Ведь спустя всего несколько десятилетий дети и внуки наших неназванных героев принимали участие в разорении и поругании той церкви, которую так бережно строили и хранили их родители. Это загадка не только нашего храма, но и тысячи других в Советской России.
Хочется надеяться, что постепенно и в наши сердца вернётся то пламенное чувство, которым горели жители Кувекино в последние годы девятнадцатого века.