Церковь Христорождественская, Николаевская, Никольская…

О Свято-Никольском храме Кувекино, также как и о Покровском в Яковлево, известно немного. Все же архивная справка сообщает о кадровых перемещениях с 1740 года. Первыми клириками, о которых упоминала «Церковная ведомость», были священник пятидесятисемилетний Алексей Семионов, дьячек Петр Федосеев (отец Петр служил до глубокой старости, как минимум до 88 лет) и даже упоминается пономарь Вонифатий Степанов.

Интересно, что церковь в Кувекино не всегда именовалась Никольской. Долгое время, как минимум век, она была освящена в честь Рождества Христова. Первое же упоминание о ней, как о нынешнем приходе, о церкви Николая Чудотворца в с. Кувекино встречается в «Ведомости» за 1850 год. В это время храм уже был приписан к Покровскому в Яковлево. Странно, что до этого во всех документах приход числится именно как «Христорождественский» и ни разу не упоминается о переименовании его. Если учитывать, что на протяжении ста десяти лет, начиная от первого официального упоминания, все время в церкви был один престол, а потом сразу встречается запись: «…каменная Николаевская церковь в с. Кувекине была построена в 1861 г. тщанием прихожан и других доброхотных дателей», то такое переименование очень неожиданно и кажется странным. Это говорит о том, что документация велась либо не очень аккуратно, либо частично была утеряна.

Первая опись в старом здании датирована 1819 годом.  Здесь указано, что пределов не было, колокольня деревянная, но на каменном фундаменте. Спустя сорок два года, когда была построена новая церковь, мы видим, насколько крепчал духовный стержень деревни. Колокольня была уже каменной, храм трехпрестольным - во имя Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в честь Рождества Христова и Всех Святых - и даже была одна приписная часовня. Находились меценаты, которые жертвовали приличные суммы на Дом Божий. Прихожан становилось все больше и больше. И, как видно из записи за 1770 год, близлежащие поселения, в которых не было церквей, старались получить разрешение молиться и совершать требы в Кувекинском храме. Так, некто Козма Матфеев, коллежский асессор, подал прошение в Московскую  Духовную Консисторию. Проситель обратился за тем, чтобы его село Резаново прикрепили к церкви в Кувекино.  Однако прошение не удовлетворили, поскольку нашелся храм, находящийся ближе к Резаново, чем Кувекинский.