Из архива. Появление двух престолов: дело о распространении церковной трапезной
В 1856 году священноцерковнослужители и прихожане Николаевской церкви села Кувекино обратились к Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому, с прошением: «Означенная наша приходская церковь каменного здания, по древней простой архитектуре своей, в настоящее время не благовидна и, по недостатку в неё окон, темна и сыра и имеет уже в стенах трещины. Особенно скудна она по устройству при ней трапезы, которая, как видно, прикладена после настоящей, ибо стены сей трапезы складены из одного белого камня и без каменного свода, вместо которого сделан деревянный потолок, подбитый изнутри тесом, что составляет некую неблаговидность.
И нам желательно вместо сей трапезы устроить новую каменную, более вместительную, так, чтобы можно было в ней устроить два предела: на правой стороне во имя Рождества Христова, а на левой во имя Всех Святых; и сделать теплою, соединив оную, до времени с настоящею церковию, чтобы после, если Бог поможет, и настоящую церковь сделать сообразно с предполагаемою ныне к постройке трапезою. При построении же сей трапезы, в внешнем фасаде ныне существующей настоящей церкви сделать некоторое изменение, как можно видеть в составленном фасаде для соответственности, сколько можно, с новою трапезною и колокольней. Настоящую же церковь оставить без разобрания, для того, чтобы можно было в ней производить Богослужения до совершения трапезы».
В данном случае трапезная, или устаревшая форма этого слова – трапеза, - подразумевала собой помещение, в котором могли и службы проводить, и совместно принимали пищу, и использовали для каких-т общественных нужд. При храме была уже одна трапезная, и её предлагалось снести, чтобы потом «материал оной, какой окажется годным, употребить на сие новое строение».
В то время население Кувекино достигло 1478 человек, 666 мужчин и 812 женщин. К клирикам Николаевской церкви были приписаны также несколько других приходов, в том числе Покровская села Яковлево, в которой «притч от сей церкви по малоприходству в 1846 году отведён, и церковь Яковлевская с её приходом приписана к селу Кувекину в 1846 году декабря 13 дня».
Духовенство и прихожане в желании расширить храм объединились. Перед тем, как писать прошение, паства собрала деньги, нашлись благодетели, которые жертвовали довольно крупные суммы. Кто не мог дать на предстоящее строительство много, то всё равно по своим силам вкладывал. Чтобы деньги не ушли ни на что иное, было решено пожертвование, покуда Владыка не одобрит проект, хранить в Московском Опекунском Совете. Люди старались давать для храма серебром, потому как именно такие средства не обесценивались.
Заранее позаботились и вопросом приобретения стройматериалов, как было сказано в статье Из архива. История храмовой колокольни, белый камень и известь брались из каменоломен, находящихся неподалеку. Приобретались «сходною ценой»: видимо, ремесленники делали для строительства храмовых зданий, выражаясь современным языком, скидку.
Не остались равнодушными к проблемам родного села и его преуспевшие в жизни дети: «Средства к постройке новой трапезы отчасти уже показаны в самом прошении; большею же частию предполагают в усердие как местных прихожан, так – и особенно – тех, которые, выбыв из селений, принадлежащих к Кувекинскому приходу, в Москву, и приобретши значительное достояние, сделались уже купцами; и потому, из благодарности к Богу – в месте Родины своей на построение храма, сверх объявленного в прошении, обещают словесно ещё более, когда просимая постройка разрешена будет духовным начальством».
Московская Духовная Консистория сразу же на это прошение ответила справкой, в которой подтвердила бедственное положение существующей трапезной: «в половине трапезы, вместо каменного свода, деревянный накатник, подшитый тесом. В алтаре, с восточной стороны, в боковых окнах от основания до сводов оказались в стене трещины; равно и в капитальных стенах, отделяющих алтарь и трапезу, в нескольких местах находятся трещины, простирающиеся внизу до самого верха свода; каковые трещины в некоторых местах видны».
Необходимость стройки новой трапезной подтвердил и подольский благочинный протоиерей Василий Березкин, который пожаловался: «настоящая трапеза и тесна и не имеет приличного свода, а сделан в ней потолок деревянный, бревенчатый, сквозь который прежде видны были и даже внутрь трапезы валялись прутья, наносимые птицами, и который уже по поступлении моем в должность Благочинного, по моему настоянию, обшиты изнутри тесом. Изменение же в фасаде настоящей церкви необходимо для сообразности с предполагаемой постройкой трапезы по новому фасаду; так как древнее устройство настоящей церкви очень скудно и неблаговидно».
Ответ на эти прошения были получены лишь в начале следующего, 1857, года. Московская Губернская Строительная и Дорожная Комиссия отметила «фасад составленным неблаговидно и цели своей не соответствующим; устройство же стропил в поперечном разрезе неблагонадежными». Чиновники чертежи вернули и в разрешении на строительство отказали.
Но настоятель храма, священник Пётр Виноградов, вместе с церковным старостой Василием Игнатьевым были тверды в желании улучшить приход, а потому довольно быстро они нашли квалифицированного специалиста – архитектора Григорьева, титулярного советника и кавалера. И уже через месяц, после отказа Строительной и Дорожной Комиссии, направили новое прошение в Московскую Духовную Консисторию, приложив проекты будущей трапезной и фасад существующей. Прошение вновь перенаправили в Московскую Губернскую Строительную и Дорожную Комиссию. Разрешение на стройку, наконец-то получено, но с оговоркой, что «надзор за правильною постройкою поручен был лицу, имеющему законный аттестат о своих познаниях в Строительном Искусстве».
Старую церковь оставили нетронутой, решив, что её постройка «начата будет тогда, когда к тому будут в церкви средства».
В августе 1857 года по указу Его Императорского Величества, в Московской Духовной Консистории прошло окончательное слушание по делу о распространении трапезы в селе Кувекино. Наблюдение за правильностью работ было поручена гражданскому инженеру Грудзине.
Стоимость постройки трапезы, согласно плану, не должна была превышать 7018 рублей серебром, ещё 4000 рублей потребовалось на то, чтобы соединить пристройку с действующим храмом. Так Николаевский храм расширился, в нём стало три предела, три престола: главный, освященный в честь Николая Угодника, Всех Святых и Рождества Христова.