Простим от сердца своего брату своему согрешения его!

Проповедь от 16 августаПоздравляю всех с праздником! С днём воскресным! В сегодняшней притче говорится: Царство Небесное подобно Царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда он начал считаться, приведён к нему был некто, который должен был ему 10 тысяч талантов. Так как он не имел, чем платить, то Государь приказал продать его, его жену и детей и заплатить. Тогда раб тот пал и говорит: Государь, потерпи на мне и всё Тебе заплачу.  Государь, умилосердившись над рабом тем, пустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашёл своего товарища, который был ему должен сто динариев и схватил его, говоря: «Отдай мне, что должен!» Тогда товарищ его упал к ногам: «Потерпи на мне, я всё отдам Тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил в темницу, пока не отдаст долг. Товарищи его огорчились и рассказали всё Государю. Тогда Государь призывает его и говорит: «Злой раб, весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя. И, разгневавшись, отдал истязать его, пока не отдаст всего долга. Так и Отец Мой Небесный не простит Вас, если каждый из Вас не простит от сердца своего брату своему согрешений его.

Покаявшись, нельзя возвращаться к грехам своимТакое Евангелие, братья и сестры, нам напоминает о том духовном законе, который Господь установил для прощения грехов. Чтобы тебе Бог простил грехи, необходимо прощать их и людям, не иметь на них зла. Мы знаем золотое правило в Церкви: если имеешь в сердце обиду на кого-либо, то нельзя подходить ко Святому Причастию.  Это говорит, насколько важно прощать ближних наших. 

Золотое правило в Церкви: если имеешь в сердце обиду на кого-либо, то нельзя подходить ко Святому Причастию.


Государь, имея должника с огромным долгом, приказывает продать его, жену, детей, всё имущество и заплатить. То есть наказание должнику уже готово, его жизнь обречена. Но должник падает, кланяется, умоляет: потерпи, прости, я всё заплачу, всё отдам. И тогда умилосердившийся Государь прощает и отпускает его. Здесь Господь показывает, как Он относится к нам. Если мы жестокосердствуем, если мы упорствуем, если мы грешим и не останавливаемся, то Бог посылает нам вразумление для того, чтобы мы пришли в себя, для того, чтобы нашли те причины, которые привели нас в такое состояние.

Каждый из нас испытывает эти вразумления от Господа порой даже часто. Если бы мы, как этот должник, пали перед Господом и сказали: прости нас, мы исправимся, мы сделаем всё, чтобы в нас было больше добра, нежели греха, тогда Господь, умилосердившись, простит нам тот долг, те прегрешения, которые мы накопили, и отпустит нас с радостью и с миром. И здесь важно помнить, чтобы мы не возвращались к тем грехам, которые совершали.

Ибо мы  видим в притче сегодняшней, что должник, выйдя от Господина, схватил своего товарища, который должен был ему ничтожную сумму. 100 динариев по сравнению со ста тысячами талантов, это примерно в тысячу раз меньше. И тогда, когда товарищ просит эту небольшую сумму, просит его о милосердии, о том, чтобы он повременил с требованием долга, то он остаётся непреклонным, он направляет его в темницу, пока не отдаст всего долга.

В жизни бывает часто, что после прощения от Господа человек думает тут же, как ему сделать тот или иной поступок и не задумывается над тем: а угодно ли это Богу?


Это показывает нам в притче, что бывает с душой жестокосердной, что бывает с душой, которая только что, получив милость от Господа, получив благодать, вместо того, чтобы радоваться, ищет способ как бы удовлетворить свои греховные привычки. Ведь не от великой нужды он просил отдать долг в сто динариев. Для него это не было жизненной необходимостью, но он решил, как будет дальше строить свою жизнь – без оглядки на Бога. Делать так, как он считает справедливым.  И в этой справедливости было то, что ему нужно получить долг со своего знакомого.  Несмотря на то, что сам только что был прощён, он требует безотлагательно, с жестокостью, с заключением в темницу. Так и в жизни бывает часто, что после прощения от Господа человек думает тут же, как ему сделать тот или иной поступок и не задумывается над тем: а угодно ли это Богу? Впереди стоит «я хочу», «мне это нужно» и лишь потом – «насколько это будет правильно и праведно». И мы видим воздаяние за такое расположение. Когда Государь узнал о том, что произошло, что его должник не покаялся, не стал лучше. Он увещевает его следующими словами: «Злой раб, весь долг я простил тебе, потому что ты просил меня. Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»  И, разгневавшись, отдал его истязателям, покуда не отдаст всего долга. Такое наказание от Господа за то, что человек, который получив прощения в своём грехе, опять начинает грешить. У Святых Отцов сказано об истязании – человек отдаётся во власть демона, пока совсем не вразумится, пока совсем не придет в себя и не отдаст через страдания, через многие скорби всего долга.

Святые Отцы учат: должник – это грешник, а истязания – это власть демона, куда попадает человек, пока не вразумится.


Господь заканчивает словами эту притчу, раскрывая весь её смысл: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из Вас не простит от сердца своего брату своему согрешений его».

Так, братия и сестры, надобно нам быть внимательными к тому, что происходит в нашей душе. Какие желания в ней рождаются, какие мысли посещают, какие принципы в жизни нашей мы ставим во главу угла.

Нам необходимо обладать навыком «трезвления»: что мы делаем, всегда ли соизмеряем с Евангельскими заповедями, с Божественным законом, правильно это или неправильно, грешно или негрешно?


Для этого нам нужно быть внимательными, как говорят Святые Отцы, обладать навыком «трезвления»: что мы делаем, всегда ли соизмеряем с Евангельскими заповедями, с божественным законом, правильно это или неправильно, грешно или негрешно? Если впали в какой-то грех по немощи или по незнанию, то покаяться и больше не допускать его. Стараться оставить свои грехи, быть ближе к Богу, обращаясь к Нему в молитвах. Тогда Господь непременно будет участвовать в нашей жизни не как строгий Государь, который наказывает и требует, а как милосердный Отец, который любит и подает всё по милости своей.

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
16 августа 2015г.