Все, что мы имеем, - это инструмент или для спасения души, или для погибели её

Поздравляю, братия и сестры, с праздником, с днем воскресным!

Сегодня мы слышали с Вами Евангелие, в котором к Господу подошёл юноша и, кланяясь Ему, сказал: «Учитель Благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную. Он же сказал ему: «Что ты называешь меня Благим? Никто не благ, но только один Бог. Если же хочешь обрести жизнь вечную, то соблюди заповеди».

И говорит Ему юноша: «Какие?» Иисус же сказал: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя». Юноша говорит: «Всё это сохранил я от юности моей. Чего еще не достаёт мне?» Иисус же сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим. И будешь иметь сокровище на Небесах. Приходи и следуй за мной». Услышав слово сие, юноша ушёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие». Услышав это, ученики его весьма удивились и сказали: «Кто же может спастись?» А Иисус в ответ сказал им: «Человеку невозможно, Богу же всё возможно».

Такое Евангелие, братья и сестры, нам напоминает о той преграде, которая часто встречается на нашем духовном пути в жизнь вечную. И когда мы читаем это Евангелие, то часто упускаем из виду¸ что оно касается практически каждого человека. Думаем: раз у нас нет богатства или оно не такое уж и значительное, то эта аналогия не имеет к нам никакого отношения.

Давайте немножко глубже посмотрим: о чем говорит нам это Евангелие? Мы видим юношу, который подошёл к Иисусу, спрашивает его о том, как ему стяжать жизнь вечную. Мы живём с вами во время двухтысячелетнего христианства, когда уже многое открыто, многое понятно, многое дано нам, как великое наследие церковью в её святых отцах и Господом в Священном Писании, то здесь ветхозаветный юноша спрашивает о том, что ему делать, чтобы иметь жизнь вечную. Этот вопрос заботит его, пожалуй, больше всего. Он преодолел далёкий путь, пришёл к Христу, выстоял огромную очередь, потому что множество народа всегда окружало Христа. И вот он, подойдя к Нему, спрашивает не о том, как ему распорядиться своими благами, не о том, как ему устроить свою жизнь, не о том, что ему сделать, чтобы были хорошие отношения с людьми, он спрашивает о самом главном: «А что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Можно сказать, что этот юноша вёл духовную жизнь, он искал спасения. Искал, и Господь говорит ему: «Соблюдай заповеди!» Юноша спрашивает: «Какие?» И Господь перечисляет ему все ветхозаветные заповеди, которые в то время понимали. Он говорит: «Не убивай, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего, матерь свою и люби ближнего твоего». На что юноша отвечает, и для нас это становится в очередной раз понятным, что он был весьма благочестивым: «Всё это я сохранил от юности моей!» Когда Господь взглянул на него, то сказал: «Если хочешь быть совершенным, то раздай имение своё».

«Трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».

Почему Господь так сказал? Неужели имение является преградой на пути в жизнь вечную? Далее мы видим, что юноша отошёл от Христа, опечалившись. Для него это было тяжело. К какому совершенству призывал Господь? И Он объясняет ученикам: «Истинно-истинно говорю вам! Трудно Богатому войти в Царствие Небесное».

В другом же Евангелии говорится: «Трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».

Верблюд – животное довольно крупное, а Игольные Уши – это такой лаз, в который мог, согнувшись, пройти человек. Это была такая дверка в крепостной стене, куда проходили путники, задержавшиеся ночью или вечером, чтобы они не оставались за городскими стенами, где было много опасности, и вот об этих угольных ушах и говорил Господь, что верблюду удобнее пройти в Игольные Уши, нежели богатому надеяться на Божие богатство.

И вот здесь стоит вопрос: что же такое богатство? Богатство в Евангельском понимании – это те дары Божии, которые Бог даёт человеку. Начиная с самого главного, дара жизни, дара бытия, который включает в себя и наше тело, и наш разум, и наши чувства. Богатство же земное человек порой воспринимает, как некую собственность, отделяя её от того дара, который даёт Бог. Для этого не нужно быть богатым, достаточно просто привязаться всем сердцем к какой-то мелочи. Каждый из нас говорит: «Это моё! Это я купил, это я приобрёл, это я заработал! Это мне принадлежит!» И этого «моего» у нас накапливается очень и очень много. И оно поглощает наши чувства, наши мысли, наше время, наши силы.

Богатство же земное человек порой воспринимает, как некую собственность, отделяя её от того дара, который даёт Бог.

И вот об этом Господь и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай всё и раздай нищим! И будешь иметь сокровище на Небесах, и приходи и следуй за мной». О каком сокровище говорит Господь, что он компенсирует, когда тот продаст своё большое имение и придёт следовать за Христом? Он говорит о том даре свободы от земных обязанностей. О том даре любви, который изольётся от Бога на душу, ищущую Бога. Юноша отходит, опечалившись, потому что он, как и каждый из нас, связан множеством обязанностей житейских: у него есть родственники, у него есть друзья. Итак, он отходит, опечалившись, потому что он не готов разорвать все эти нити. Разорвать то, что связано с миром. То, что приковывает его к земле и не даёт вознестись в небо.

И вот Господь и говорит об этом: трудно богатому войти в Царство Божие, потому что человек не воспринимает те дары, как дары Божии, как их преумножить; он связан множеством нитей, которые весьма для него значимы и ценны. И тогда надеющемуся на то, что он проживёт так, бывает порой невозможно войти в Царствие Небесное. Мы должны присмотреться к себе: нет ли у нас отношения к чему-либо, как к собственности. Не считаем ли мы то, что имеем, своим собственным приобретением. Не даром Божиим, который дал Господь. Как сказано в псалме: «Господня земля, наполнение ея, и вся Вселенная и все живущие на ней». Вот, кто Единственный Хозяин всего, что есть вокруг. Исходя из этого, нужно понимать, что всё нам даётся на пользу, даётся на какое-то время. Даётся не как собственность, а как инструмент, чтобы использовать или для спасения души, или для погибели её. И так помня, мы будем надеяться на Единого Господа. Чтобы Он всем управлял и даровал нам всё, что нужно для стяжания Царствия Небесного.

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачев,
23 августа, 2015г.