ПРОТОИЕРЕЙ ВИТАЛИЙ ТКАЧЕВ: Воскресная проповедь на тему Евангельского чтения о богаче и Лазаре

С воскресным днём!

Братия и сестры, сегодня во время чтения воскресного Евангелия мы слышали притчу о богаче и Лазаре.«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссони каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях…

Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

Братья и сестры, это Евангелие важно для всех нас. Оно рассказывает об отношении к нашей жизни. Господь показывает двух людей: одного безымянного богача, который не упомянут в Писании по имени, и второго - нищего Лазаря, который лежит в струпьях у ворот. Эти два образа напоминают нам о нашей ответственности, ибо богач, будучи человеком, как говорят современным языком, состоявшимся, имел материальный достаток, но этот достаток он направлял только на получение удовольствия для самого себя. Господь говорит, что он одевается в парфиру и виссони, и каждый день пиршествует блистательно, получает удовольствие от своего богатства. Но рядом с ним находится нищий, который молится, который не может подняться, и абсолютно беспомощен. И, далее сказано: оба этих человека оканчивают свой путь, каждый из них проходит ту черту, которая отделяет жизнь временную от жизни вечной. И повествуется о Лазаре, что он «отнесён был Ангелами на лоно Авраамово». И сказано о богаче, что тот умер, и похоронили его. Будучи в аду, богач поднял глаза и лицезрел Лазаря, которого при жизни старался не замечать, а теперь же видит его сидящего на лоне Авраамовом. Богач просит Лазаря, чтобы тот «омочил конец перста своего в воде и прохладил язык», потому что настолько тяжелые мучения в преисподней, что их невозможно терпеть. Но Авраам отвечаем ему: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». 

И вот, читая эту притчу, может показаться, что Лазарь был помилован Господом только из-за того, что он был нищим. И только этим он заслужил блаженство и жизнь вечную. А богач осужден лишь за то, что был богат, за то, что пиршествовал, за то, что наслаждался жизнью. Но если посмотреть изнутри на эту ситуацию, то мы поймём, что творить беззакония могут и нищие, оправдываясь своим материальным положением. Есть много бедняков, которые не веруя в Бога, совершают тяжкие прегрешения. Но есть, в то же время, и богатые, которые, несмотря на своё состояние, ведут благочестивую жизнь, уделяют достаточное внимание делам милосердия и спасаются. Значит, не в том дело, богат или беден человек. А в том, что один человек относится к жизни, как к источнику удовольствия, а другой, находясь в угнетённом состоянии, находит в себе веру и через страдания приобретает спасение.

Таким образом, братья и сестры, перед нами пример того, что неважно в каких мы условиях находимся, ибо Господь знает нас и знает, как мы приспособимся к данным обстоятельствам, дает все возможности нашего спасения. Именно в этих условиях мы должны стараться творить дела благочестия. И в этом наша должна быть вера. Находясь здесь и сейчас, мы должны искать то, что станет опорой на пути к Царствию Небесному. Поэтому не правы те, кто говорит: «Вот если бы мы оказались в других жизненных обстоятельствах, то мы были бы лучше, мы бы смогли больше сделать, мы бы смогли больше служить Господу». Это неверно. Ибо именно то, что мы имеем, необходимо и достаточно для совершения благих дел. Теперь только от нас зависит, как нам этим распорядится.

Был такой святой, преподобный Иоанн, которого по какому-то доносу арестовали, заключили, закрыли в погреб, мокрый, сырой, с крысами и нечистотами. И забыли на 17 лет. И эти 17 лет он там был в нечеловеческих условиях. И когда о нём всё-таки вспомнили, выпустили, лицо его сияло от радости. Тогда спросили его: «Почему ты так радуешься? Ведь тебя несправедливо осудили и заключили в темницу. Ты должен был страдать и мучиться?!» На что преподобный ответил: «А я в этом сыром подвале приобрел Господа. Ибо я молился, и Он открылся мне».

Такие примеры обличают наше малодушие, когда мы, сталкиваясь с какими-то трудностями, становимся маловерными. Мы не находим в себе сил, чтобы мужественно, с христианской кротостью, пройти испытания. Мы даже не находим в себе желание искать Бога, независимо от того, что с нами происходит. И как искатель Бога был оправдан нищий Лазарь. Когда он через страдания, через болезни нашёл Господа. И по этой же мерке осуждён безымянный богач, который наполнил свою жизнь роскошью, увеселениями, но забыл о Боге, забыл о том, что нужно приложить усилия, чтобы найти его. 

И вот далее притча ещё более обличает способность людей забывать Бога. Богач просит Авраама: если нет возможности послать Лазаря облегчить его страдания, то тогда нужно послать его в дом отца, ибо там у него пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. На что Авраам отвечает: «У них есть Моисей и пророки (то есть Священное Писание), путь слушают их». На что богач, исходя из своего собственного горького опыта, говорит: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт, тогда покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

Так Господь предупреждает нас о том, что ожесточение сердца человеческого может перейти в неисправимое состояние, неисправимое настолько, что для любого напоминания о Суде, о загробной участи душа человеческая будет глуха. И даже если чудо произойдёт, то душа человеческая найдёт объяснение в каких-то своих представлениях об этом чуде.

Братья и сестры, эти два образа – нищего и Лазаря – духовные крайности. Никто из нас не будет в роли Лазаря, не будет лежать в струпьях у ворот. Никто из нас, один-в-один, не будет и вместо богача, который от достатка пиршествовал ежедневно. Но в каждом из нас будут жить оба этих образа: Лазарь, который в своих страданиях искал Бога, и богач, живший в своё удовольствие, получающий наслаждение. И будем мы внимательны к тому, что в нас преобладает, что в нас разрастётся. Или у нас появится тяга к Богу, которая будет подкрепляться не только радостью общения с Господом, но и в скорбные моменты. Или же зачахнет в нас семя Слова Божия. И мы будем искать жизнь в радости и достатке, в удовольствии.

Эта причта учит нас думать: как мы относимся к голосу Веры, не заглушаем ли мы его, находясь в поисках дел и занятий, чтобы улучшить своё житейское, материальное положение?! Уделяем ли достаточно времени тому, чтобы подумать, поразмышлять, помолиться Богу, почитать что-то духовное?! Всё это воздействует на нашу жизнь и приводит к конечному итогу – или ко спасению или к ожесточению нашего сердца. И в память об этом будем молить Господа, чтобы он по своему милосердию не дал впасть в ожесточение и направил наши пути к Царствию Небесному. 

Аминь.