Господь ждёт от нас добрых дел

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангелие, в котором Господь говорит притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 

Такое Евангелие, братия и сестры, указывает нам на отношение к Богу людей. Господь говорит в этой притче о народе израильском, которому посылаются пророки. Но народ избранный иных изгоняет, иных убивает. Символически Господь говорит о себе, что Сын Божий пришёл, чтобы Его послушали. Прислушались к тому, что он говорит. Но как сказано в притче: сей Наследник, убьём и завладеем наследством Его.

Но у Евангельской притчи есть другой глубокий смысл, касающийся души каждого из нас. Мы читаем у Святых Отцов,  что виноградник - душа человеческая - когда ограждена стеною, то есть заповедями Божиими, Церковью. У Виноградаря есть точило, которым делается вино. Это благодать Духа Святого. И есть башня, которая есть учение Святых Отцов, и она даёт различить, увидеть врага. Но, как и в притче, Господь говорит, указывая на несовершенства человеческие.

Когда каждый из нас будет в ответе за свою душу. Каждый увидит её такой, какой она есть: или исполненной добродетелью света, или наполненной тьмы и страстей. И каждый будет судим.

Человек часто обращает всё это не для принесения плодов Хозяину виноградников, то есть Богу. А для своего собственного обогащения. Живёт человек для себя самого и считает, что такая жизнь вполне естественная и праведная. И вот Господь, хозяин винограда, посылает слуг своих для того, чтобы спросить: «Есть ли плоды на виноградниках?» и в душу каждого человека Господь посылает помыслы, которые задают один и тот же вопрос: «Как ты живёшь, правильно ли ты живёшь? И готов ли ты дать Богу плод, который он ждёт от тебя?»И вот часто эти помыслы остаются без ответа. Итак, как мы видим, одних слуг виноградари выгоняют, других побивают, а третьих и убивают.

Причащаясь, мы принимаем в душу самого Иисуса Христа. Он приходит и пребывает в нас.

Это происходит несколько раз, потому что Господь ждёт плоды от каждого человека. Ждёт, чтобы то, что было им дано, было взращено в добродетели, которыми должна наполниться душа. Но виноградник не плодоносит, а если и плодоносит, то плоды это совершенно другие. Это плоды, которые по своему усмотрению – это грех или страсти, потому что когда душа отделена от благодати Божией, она заполняется тем, что служит угождению падшей плоти. Как сказано в Писании, человек думает: «Ешь, пей, веселись! Ибо завтра, возможно, умрёшь!»

Далее мы читаем в причте, что Хозяин посылает Сына Своего. Возможно, увидев его, постыдятся и придут в себя! Мы знаем, что Господь оставил нам великие Таинства Церковные, которые дают человеку то, что не может дать ничего на земле. И одно из них, главнейшее, – это Таинство Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Причащаясь, мы принимаем в душу самого Иисуса Христа. Он приходит и пребывает в нас. И вот для нас, братия и сестры, притча сия не только вразумительна, но и страшна. Когда мы причащаемся, и в душе нашей пребывает Сын Божий, то долго ли в нас пребывает та благодать, тот мир, та тишина, та радость общения с Богом? Порой день, порой два. Бывает, неделю. Но редко, когда месяц или более.

И вот Сын Божий бывает также изгнан из душ наших суетой житейской, заботами о насущном., угождению себе, эгоизмом…

Для нас в сегодняшней притче предупреждение. Ибо Господь, спрашивая окружающих о том, что сделает Хозяин виноградника, когда придёт Сам, ему отвечают, что Он виноградарей всех предаст злому суду, злой смерти и отдаст виноградник другим, которые будут приносить плоды в своё время, даст им предупреждение, потому что Господь в этой притче напоминает нам о страшном смертном часе. Когда каждый из нас будет в ответе за свою душу. Каждый увидит её такой, какой она есть: или исполненной добродетелью света, или наполненной тьмы и страстей. И каждый будет судим.

Если нам Господь прощает многие грехи, не вразумляет нас, не наказывает, то это только по его долготерпению и милосердию.

И, как сказано в притче, злой суд будет настолько трагичным, что простираться будет вечность. И в этом, братья и сестры, есть для нас повод задуматься над тем, чтобы исправить свою жизнь. Не надеяться на то, что она еще долго будет длится и мы успеем что-то сделать, как-то придем к Богу, станем молиться, стараться. Но надо это сделать прямо сейчас, здесь, осознать самих себя. Ведь в этой притче есть еще и указание на то, что беда людей не приносит плод, как виноградарю, что они живут в некой иллюзии того, что Хозяин виноградника не имеет над ними власти. Он не сделает так, что потребует у них отчёта за свои действия. Нам надо помнить, что Господь всегда видит нашу жизнь, всегда знает каждую нашу душу, каждое помышление, каждое движение сердечное для Него очень важно. Пред Ним, когда душа стремится к чистоте, стремится к Богу, чтобы полюбить Его и получить этот дар от любви взамен. И если нам Господь прощает многие грехи, не вразумляет нас, не наказывает, то это только по его долготерпению и милосердию. Но придёт та черта, та минута, когда мы подойдём к Господу и предстанем пред Ним и будем испрошены о том, какие мы пришли к Нему. Ибо в Священном Писании Господь сказал: в чём застану, в том и сужу. В каком состоянии, с какими добродетелями, с какими грехами придёт душа, так она и проведёт вечность. Надобно нам это помнить, стараться, трудится и молить Господа, чтобы он дал нам время и силы и, самое главное, разум для спасения душ наших. Аминь.