Господь каждого из нас ждёт на брак Сына Своего

Сегодня, братия и сестры, мы слышали Евангелие, в котором Господь говорит притчу: «Царство Небесное подобно царю, который сделал брачный пир для Сына Своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную); там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных».

Такое Евангелие, братия и сестры, если не брать богословские глубины, говорит нам простую вещь. О том, что каждому из нас Господь зовёт. Он каждого ждёт на брак Сына Своего. Святые Отцы называют этот брак Церковью, службой, Литургией, Священным Причастием и каждого Господь призывает. Но, как сказано в Евангелии, так происходит и в жизни. Что, пренебрегая, кто-то идёт на поле своё, кто-то на торговлю свою, прочие же совсем отвергают и отрицают. И вот тогда на призыв Божий откликаются те люди, которые готовы к этому, которые хотят быть с Богом, хотят ответить на призыв. Здесь есть одно особенное повествование. В Евангелии говорится, что царь, войдя, увидел человека не в брачной одежде и осудил его.

Если мы с вами обратимся к обычаям того времени, когда Господь произносил эту притчу, то тогда мы поймем, что значит быть на браке не в брачной одежде. Ведь когда знатный вельможа посылал приглашение на свадьбу, он вместе с приглашением посылал дорогую украшенную одежду, и если человек считал, что посланная одежда и пославший её выше по социальному статусу, то он одевал её, а если считал, что он более достойный, занимает большее положение в обществе, чем тот, кто послал, то тогда он мог прийти в своём наряде. Это было своего рода признанием того, что звавший на брак есть выше в общественном значении. Такой был обычай во времена земной жизни Иисуса Христа.

Когда знатный вельможа посылал приглашения на свадьбу, он вместе с приглашением посылал дорогую украшенную одежду и если человек считал, что посланная одежда и пославший её выше по социальному статусу, то он надевал подарок. Если же считал, что он более достойный, занимает большее положение в обществе, чем тот, кто послал, то тогда он мог прийти в своём наряде.


И отсюда выходит, что человек, который пришёл на пир не в брачной одежде, считает звавшего его ниже по статусу, он пренебрегает им. Для нас это предупреждение. Мы можем оказаться на таком браке, но если мы в душе не имеем веры, то Господь наш, Владыка нашей жизни и всего, что мы имеем, осудит нас. Как сказано в Евангелии,  слуги, взявши за руки и ноги, сбросят во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов.

Поэтому, братия и сестры, входя в храм и приступая к Святой Чаше, нужно быть внимательными к своей душе. Не забывать о грехе гордости, о грехе тщеславия. Чтобы не охладилась наша Вера, а мы не потеряли бы доверие к Богу. И тогда нам во спасение будет и Святое Причастие, и церковная служба,  и молитва. В противном случае, мы сможем попасть под то осуждение, которое сегодня слышали. В контексте самого Евангельского повествования оно кажется чуждым каким-то, неравносильным, несправедливым: пришёл человек на брачный пир, одел не ту одежду и тут его каким-то особым образом наказывают. Господь показывает нам, что может случиться, если мы не смиримся под всемогущую руку Божию. Если мы будем Ему противиться своей жизнью, своими делами и своими поступками, идти против Его заповедей, нарушать их, не исполнять. И тогда, если даже внешне мы будем участвовать в брачной вечере, то внутренне нас постигнет наказание. Это для нас предупреждение, чтобы мы были внимательными и осторожными и шли по пути спасения не с гордо поднятой головой, а со смирением, надеждой и упованием на Бога. Аминь

Протоиерей Виталий Ткачев,
6 сентября 2015 года.