Человек, постепенно отходя от Бога, не может уже ничего воспринимать божественного

С воскресным днём, братия и сестры!

Сегодня мы слышали с Вами Евангелие. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Такое Евангелие, братия и сестры, на первый взгляд, мало имеет к нам отношение, поскольку среди нас, Милостию Божией, нет людей, одержимых бесами. Но когда мы внимательно вчитаемся, то увидим некие особенности того, что происходило с человеком, который был одержим бесами. Первый вопрос, заданный бесновавшимся, был громко выкрикнут: «Что Тебе до меня, Сын Бога Вышняго?» Он говорит также: «Нет между мною и Тобою ничего общего, поэтому умоляю – не мучь меня».

Это Евангельское повествование по слову Божию даёт нам возможность увидеть ту брань, которую ведёт враг рода человеческого с людьми. Первое, что он пытается сделать - отвратить человека от Бога, привить неприязнь ко всему божественному, ко всему святому. Довести до такого состояния, чтобы всё, что касается божественных явлений, вызывало у человека страдания.

Стада падающих свиней мы видим из телевизионных новостей чуть ли не каждый день. Каждый день полчища бесов творят какое-то зло, какое-то беззаконие.


И порой ему это несложно сделать, потому что падшая природа человеческая заставляет жить по-своему, по своим желаниям, наполняя эти желания страстями, греховными побуждениями. Человек, постепенно отходя от Бога, не может уже ничего воспринимать божественного. И наоборот, когда человек стремится к Богу, когда он старается, когда он борется, то тут враг рода человеческого доводит до каких-то крайностей, до каких-то несоизмеримых подвигов, непонятных мудрований, до размышлений о своих достоинствах и недостатках. А нужно лишь в простоте веры держаться за перст Господень, не отходить от Него.

И здесь мы видим тоже указание на то, что нет случаев, когда человек ведёт жизнь по своим собственным указаниям и страстям и бывает управляем врагом рода человеческого. Нельзя слушать бесовские размышления и здесь мы видим, что Господь показывает нам это следующим образом.

Он спрашивает, хотя и не имеет в этом нужды. Он спрашивает, чтобы показать, насколько лукав и изворотлив враг рода человеческого: «Как имя тебе?» на что получает ответ: «Легион», то есть множество, которое находится в этом человеке. И тут же бесы просят, понимая своё бессилие, просят Его не велеть им идти в бездну. Но они находяткак навредить и здесь, когда Господь позволяет им войти в стадо свиней. Легион бесов входит в это стадо и бросается в озеро, потонув.

Казалось бы, простое собеседование приводит к ещё большим последствиям. Пастухи, которые при этом находятся, бегут в город и рассказывают жителям о случившемся.

Люди, которые могли бы принять проповедь Иисуса, пригласить Его в свой город, услышать слова о жизни вечной, пообщаться с Живым Воплотившимся Богом, просят Его удалиться от них.


Жители же выходят и видят исцеленного бесноватого, который сидит у ног Христа, одет и рассуждает вполне здраво.

И видевшие рассказываюттем, кто пришёл, как исцелился бесновавшийся. И вот здесь уже мы видим опять бесовское действие. Люди, которые могли бы принять проповедь Иисуса, пригласить Его в свой город, услышать слова о жизни вечной, пообщаться с Живым Воплотившимся Богом, просят Его, как сказано, «весь народ земли Гадаринской», удалиться от них, ибо они объяты великим страхом.

Мы знаем из церковной истории, что Господь ушёл из этой страны и больше не входил в неё. И только потом апостолы просвещали страну Гадаринскую светом Евангелия.

Для нас это предупреждение и в наше время, потому что мы стада падающих свиней видим из телевизионных новостей чуть ли не каждый день. Каждый день полчища бесов творят какое-то зло, какое-то беззаконие. И нам нужно не поддаться тому искушению, которому поддались люди Гадаринской страны, а пребывать с Господом в молитве покаянии и таким образом избежать козней бесовских и прийти к Создателю нашему в Царство Небесное.

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
15 ноября 2015 г.