По вере нашей да будет нам

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братия и сестры, во время Литургии мы слышали Евангелие: пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена. Подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?  Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.  Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

В этом Евангелии нам Господь снова и снова говорит о том, что для  Него нет ничего невозможного, и всё совершается по вере нашей. И если мы видим женщину, которая много лет болела и истратила всё своё имение на врачей. И, казалось бы, могла уже опустить руки, но надежда и вера в ней не погасли. Она подходит к Иисусу сзади, прикасается с твёрдым уверением, что Он исцелит Её. И происходит исцеление.  Дабы показать её веру, Господь обращает на это внимание. Он говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» открывается женщина. И Он отвечает: «Вера твоя спасла тебя». И тут же мы видим совершенно другое отношение людей к Иисусу. Мы видим, что пришёл из дома, куда шёл Иисус, где лежит умирающая девица. Говорят, что уже потеряно, что сделать ничего нельзя, она умерла, поэтому не стоит туда идти. Но Господь говорит отцу умершей дочери: не бойся, только веруй. Когда приходим в дом также мы видим, что есть еще надежда у отца и матери девицы.  Кроме трёх учеников, Петра, Иоанна и Иакова, Господь не берёт никого с собой в комнату, где лежит умершая девица, потому что остальные смеются над Ним, говоря, что знают, что она умерла и что сделать ничего не возможно. Когда Господь воскрешает её, это для многих в тот момент окружающих Иисуса Христа было воосуждение, ибо Он показал, что для Бога нет ничего невозможного.

Как часто и в нашей душе происходит что-то подобное. Когда мы обращаемся к Богу, мы просим у него, как правило, то, что считаем правильным, справедливым, необходимым или нужным. Но Господь испытывает нас. Он ждёт, что вера родится в нас, как сказано в Евангелии, хотя бы с зерно горчичное, то есть маленькое, небольшое. Крохотная искорка, которой мы доверимся Богу. Которой мы скажем: «Господи, твори, как Ты знаешь, как Ты ведаешь, мы рабы Твои и да будет нам по Воле Твоей».

Вера начинается с ощущения святости Божией, когда мы в душе своей прочувствуем, почувствуем и познаем, что Господь свят, что он рядом, что Он всегда и везде с нами.


Но часто нам мешают наши рассуждения, когда включается рассудок, наш разум начинает подсказывать, что и так невозможно, и так не получится. Или же, что нам это не нужно, что Господь посылает, что нам это неудобно. То есть наш разум, наш рассудок, он становится порой преградой для нашей Веры. А Господь ждёт от нас доверия во всём: и в большом, и в малом, и в нашей жизни, и в скорбях.

Мы должны просить, чтобы Господь даровал нам веру. Вера начинается с ощущения святости Божией, когда мы в душе своей прочувствуем, почувствуем и познаем, что Господь свят, что он рядом, что Он всегда и везде с нами.

C Господом невозможно построить отношения на принципах «Ты мне – я Тебе».


И тогда появляется Вера, тогда то, о чём мы порой просим, становится малозначимым, неважным. Ибо с Господом невозможно построить отношения на принципах «Ты мне – я Тебе». Для Бога это не то, что Он хочет от нас. Он хочет горячей Веры, горячей любви, чтобы мы всегда и везде ощущали Его присутствие, чтобы ощущали Его с нами, как Любящего Отца, помогающего, защищающего, дающего всё необходимое. И с таким устроением души жить будет гораздо легче, потому что Господь будет всегда покрывать и ограждать. Но здесь нам мешают наши страсти, наши греховные желания. Мы порой перестаём помнить о Боге и начинаем служить им. Нам хочется, мы желаем, нам не терпится – всё это отводит нас от Бога. Отводит порой так далеко, что мы забываем, что Он есть. Полностью погружаемся в свой ежедневный ритм жизни, ритм забот. И благо, если во время молитвы, отрешимся от забот и попросим у Господа, чтобы Он даровал во время чтения утренних и вечерних молитв то, что в них положено.

Господь хочет, чтобы в суете мы обратились к Нему. Ибо без Его помощи мы не сможем никогда к Нему приблизиться. Только всегда отходить, отступать, погружаться в суету, погружаться в водоворот желаний, подчиняться своим грехам. И если Господь Сам не даст нам силы и мы не воспользуемся тем, что даёт нам Господь, то мы можем погибнуть. И наоборот, если мы обратимся к Богу, получим от Него благодать, получим от него помощь преодолеть себя, преодолеть свои греховные побуждения, то тогда есть у него надежда на спасение. И мы взрастим в себе веру на спасение. Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
22 ноября 2015г.