Кто наш ближний?

С воскресным днём!

Сегодня, братья и сестры, мы слышали с Вами Евангелие, в котором повествуется, как один законник подошёл ко Господу и, искушая Его, сказал:

Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: 

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.  Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Эта притча, братия и сестры, говорит нам об отношении нашем к ближнему. Давайте посмотрим на то, в каком контексте Евангельском Господь сказал её. К Богу подходит законник и, искушая Его, спрашивает: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вопрос для него непраздный, вопрос, который его волнует. И Господь отсылает Его  к Ветхозаветному закону: «Что написано в законе? Как ты понимаешь?» На что законник отвечает не пространно, а кратко о заповеди любви к Богу  и любви к ближнему.

И вот здесь кроется изъян в понимании закона человеком, который вопрошал к Иисусу. Он, желая оправдать себя, спрашивает у Господа: а кто мой ближний? И Господь говорит притчу о милосердном самарянине. Он объясняет, что нет для нас ни дальнего, ни ближнего, а каждый человек, который оказывается рядом, кого послал Господь, и является нашим ближним. И слова наставления заканчивают эту притчу. Христос сказал: «Иди и поступай также!» То есть помогай ближнему.

Порой для нас бывает закрыто то, что говорит Господь со страниц Священного писания. Но в какой-то момент открывается и мы видим истину…


Мы все, братья и сестры, знаем эту притчу, много раз её слышали, но в каждом Евангельском стихе, в каждом Евангельском слове есть то, что обращено лично к нам. И порой мы не всегда понимаем глубину этих слов, порой для нас бывает закрыто то, что говорит Господь со страниц Священного писания. Но в какой-то момент открывается и мы видим именно то, что как раз хочет Бог. И в этой притче есть смысл, который обращён именно к нашему внутреннему Я, к нашей внутренней жизни.

Путь из Иерусалима в Иерихон - понятие образное. Имеется в виду падение нравственное.


По толкованию Святых Отцов путь из Иерусалима в Иерихон, которым шёл человек – это путь падения. Так как Иерусалим – место горнее, молитвенное. А Иерихон находится намного ниже уровня моря, в районе Мёртвого моря. Всегда в Ветхом Завете ассоциировался с грехом. И в этом падении естественно каждого человека искушают бесы – это те разбойники, которые напали, изранили и оставили еле живым. И мы видим, что один за другим проходят люди и только самарянин, который по толкования Святых Отцов, Иисус Христос, Сын Божий, возливая масло и вино, заботится о ранах, которые нанесли разбойники.       

Так и нам надо помнить, что, находясь в брани духовной, находясь в некой борьбе мы, безусловно, получаем раны. Только Господь может их исцелить через Таинства церковные, о которых здесь. И далее Бог тоже заботится. Как сказано образно, Он сажает на своего осла, привозит в гостиницу. И отдаёт на попечение душу израненную, чтобы она исцелилась. И вот этот смысл нам напоминает о нашей церковной жизни. О том, чтобы мы, когда находимся в борении или, наоборот, в духовном благосостоянии, благополучном, служили Господу через молитву, помогали ближним своим.

Каждый человек на земле ведёт борьбу за свою душу. Кому-то Господь даёт прямой путь, кому-то извилистый, а кому-то и путь падения. И рассуждая о том, праведен человек или грешен, мы идём против воли Божией…


Но здесь есть одно «но», одна опасность, о которой предупреждает сегодняшняя притча: опасность в том, что мы часто не просто не пытаемся помочь нашему ближнему, но сторонимся его. Сторонимся потому, что много испытали в жизни негативного. И чтобы это не повторилось, начинаем разделять: этот человек близок, он одного с нами духа, он такой же как и мы, верующий, рады ему помочь. А вот этот живёт неправильно, поступает против заповедей Христовых. И так рассуждая, мы уподобляемся тому священнику и тому левиту, которые, пройдя мимо, не останавливаются над израненным. А надо напомнить, что каждый человек на земле ведёт борьбу за свою душу. Кому-то Господь даёт прямой путь, кому-то извилистый, а кому-то и путь падения. И рассуждая о том, праведен человек или грешен, мы идём против воли Божией. Мы берем на себя функции судии, а судья – есть один Господь. Ибо Он знает все причины и следствия в жизни каждого человека. И Он оставляет свободу выбора: прийти к Богу или уйти от Него. И когда мы осуждаем кого-то, то мы согрешаем тяжко. И об этом говорит нам сегодняшняя притча, она призывает нас уподобиться тому самарянину, который не рассуждает о том, кто перед ним, а старается помочь и выполнить заповедь Евангельскую.

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
29 ноября 2015г.