Протоиерей Виталий Ткачёв: «У добрых дел не должно быть выходных»

С праздником! Сегодня мы с Вами слышали Евангелие, как в одной из синагог Иисус учил в субботу. И там была женщина восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

В этом Евангелии, братья и сестры, мы видим то, что Господь указывает на творение добрых дел независимо от каких-то условностей. Ибо в израильском народе в Ветхозаветном времени было очень строго сказано о соблюдении седьмого дня. Не должно было делать никаких дел кроме тех, которые были обозначены. И вот одно из этих дел было дать попить животным. Напоить вола, осла. И когда начальник синагоги возмутился исцелением в субботу, Господь привёл ему это указание. Он сказал, что нельзя подходить с формальной меркой. Нужно видеть саму суть.

Чтобы нам Евангелие стало путеводителем, нужно очистить свою душу. Ибо сказано в Заповедях блаженства: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.


Как же нас касается это Евангельское событие? Что нам хочет Господь сказать в этом отрывке из Священного Писания? Он хочет нас предупредить, чтобы мы были внимательны к тому, как мы живём. Всегда Господь нас наставляет, вразумляет через Священное Писание, через Евангелие, как один из важнейших в духовной жизни ориентиров, порой, самый доступный, когда мы можем прочитать Священные Слова, помолившись. И спросить у Бога, как нам жить дальше.

Мы забываем в суете о том, что есть Священное Писание, и мы можем оттуда почерпнуть наставление, важнейшее для нас…


Но задумайтесь: как редко мы это делаем? Часто мы откладываем на потом. Или говорим, что мы и так знаем. Или просто забываем в суете о том, что есть Священное Писание, и мы можем оттуда почерпнуть наставление, важнейшее для нас…

Мы много получаем информации из разных источников. Как говорят многие, живём в информационном мире, всё проходит через наше сознание. И как мало в нашем сознании бывает именно божественного. Господь об этом предупреждает нас сегодня на примере начальника синагоги, который был человеком по-ветхозаветному верующим и оправдывающим себя законом, но уступал против заповедей Божиих и говорил народу, что есть такая заповедь: шесть дней, в которые должно делать, а в седьмой - нет. Он запутался в той информации, которая была ему дана. Он не прочувствовал её сердцем, не остановился, не обратился к Богу с искренним желанием жить по Его заповедям. А применял её лишь формально.

Нельзя применять формально то, что мы знаем о Боге. Нельзя просто взяв, прочитав какой-нибудь Евангельский отрывок или житие Святых отцов, начать копировать, говорить: вот так надо поступать или вот так.


Для нас это тоже может быть предупреждением. Нельзя применять формально то, что мы знаем о Боге. Нельзя просто взяв, прочитав какой-нибудь Евангельский отрывок или житие Святых отцов, начать копировать, говорить: вот так надо поступать или вот так. Есть вероятность, что мы можем в этом ошибаться, как ошибался начальник синагоги. Чтобы нам Евангелие стало путеводителем, нужно очистить свою душу. Ибо сказано в Заповедях блаженства: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Поэтому когда мы прочитываем ежедневное Евангельское зачало, или просто читаем, как правило, по вдохновению Священное Писание, надо усердно молиться, чтобы Господь исправил нашу немощь, чтобы Господь сохранил наше непонимание, наше неразумие. Ведь душа часто ищет, что ей близко и что ей дорого. Если в душе есть грех, то этот грех будет примешиваться к каждому движению души.

Поэтому мы иногда не доумеваем, почему мы не можем общаться с Богом? Почему мы не можем почитать Священное Писание и понять его по-своему? А церковь нас учит, что, понимая Библию по-своему, нужно оглядываться на учения Святых Отцов, на тех людей, которые уже стяжали чистоту сердечную. Которым Бог давал именно чистое духовное разумение в Священном Писании. И они оставили это нам в наследие. Будем же этим пользоваться, как чистым источником, дабы Господь вёл нас по пути нашего спасения.

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
13 декабря 2015г.