Если мы не любим ближнего, то не любим и Бога

Сегодня, братия и сестры, Церковь вспоминает Адамово изгнание. В этот день приходит мысль о том, что хотя мы вместе с Адамом изгнаны из рая, то, проводя жизнь христианскую, имеем надежду в него вернуться. Почему произошло изгнание из-за непослушания Адама, ибо он как младенец должен был возрастать в несовершенный возраст и прийти к тому совершенству духовному, к которому его призывал Творец. Но в какой-то момент произошло грехопадение и Адам сам стал выбирать, что хорошо и что плохо. И мы находимся в том же состоянии. Нам тоже по наследству передан этот дар, эта способность. Имея в этом способность, мы часто согрешаем и только милостью своей Господь даёт нам возможность покаяться, измениться, то есть пройти тот путь, который не прошёл в своё время Адам в Раю.

Он прошёл его уже после того, как был изгнан из Рая. И мы слышим сегодня песнопение, которое называется «Плачь Адама», когда он потерял блаженство райское и оказался в юдоли греховной, то его душа, помня райскую обитель, плакала. Нам также иногда даёт Господь вкусить сладость, которую дал Адаму. В какой-то хотя бы малой мере мы приобщаемся того блаженства, когда нас посещает благодать Божия. Но когда оставляет, мы всегда имеем плачь, который Адам имел многие и многие годы, забываем о нём и понимаем, что так и должно быть в нашем естественном состоянии, в котором мы живем.

 

 

 

Стихира в Неделю сыропустную: плач Адама.
Раю всечестный, краснейшая доброто,
богозданное селение,
веселие некончаемое и наслаждение,
славо праведных, пророков красото,
и святых жилище,
шумом листвий твоих Содетеля всех моли,
врата отверсти ми, яже преступлением затворих,
и сподобитися древа животнаго прияти, и радости,
еяже прежде в тебе насладихся.

И в этом состоянии  очень трудно для нас бывает понять, что мы делаем правильно, а что - нет. Если бы не Священное Писание, не Святая Церковь, не учения Святых Отцов, то человеку было бы трудно различить, где добро, а где зло.  Его внутренние настройки порой сбиваются настолько, что человек сам того не осознавая творит величайшие беззакония. И в этих беззакониях оправдывает сам себя, не находит времени, возможности и, чаще всего, сил, избавиться от них, отойти от них.

Но и по немощи нашей мы согрешаем, порой растрачивая себя на мелочи. Чтобы собраться с силами, Церковь предлагает нам пост, который заключается в воздержании, смирении, стяжании Духа Святого, как время, особенно выделенное не только Уставом, но и самим мирозданием для того, чтобы освободить свою душу от уз греха, для того, чтобы дать ей силу прийти к должному строению, обрести Бога, удержать в своей душе благодать Христову.

Пост – это время, когда каждый из нас должен заглянуть в себя, задуматься над тем, что же для нас есть отношения с Богом, что же для нас есть отношения с ближними, что для нас является смыслом жизни, нашего бытия, куда мы идем и куда стремимся…

И начинаем мы этот путь с примирения, с примирения с Богом, с самим собой. И, конечно, с ближним своим, ибо Священное Писание однозначно говорит нам, что мы не можем любить Бога искренне, если мы не любим ближнего своего. Если так, то каждому из нас предстоят дни, в которые нужно заглянуть в себя, задуматься над тем, что же для нас есть отношения с Богом, что же для нас есть отношения с ближними, что для нас является смыслом жизни, нашего бытия, куда мы идем и куда стремимся, задать вопрос: а не запутались ли мы, не имеем на себе оков греха и порока, и если мы искренне подойдём к этому вопросу, то по милости Божией получим на него ответ: что станет для нас путеводителем нашей жизни. И, получив ответ, нам надо двигаться, не стоять на месте, потому что в духовном мире нет равновесия. Или человек идёт к Богу или, наоборот, удаляется от Него.

Мы не можем понять порой куда мы идём без помощи свыше, но по некоторым признакам мы можем ощутить и понять, что идём не туда, когда у нас появляется обида, когда в нас живёт раздражение, гнев, злость на ближних наших. Значит, мы идём в обратном направлении от Бога и тогда нам нужно искренне помолиться, постараться найти с ближними нашими мир. С примирения мы и начинаем седмицу Великого поста. И мне тоже хочется испросить у всех прощения. Если согрешил перед Вами может быть своим невниманием, нерадением, может, кого обидел вольно или невольно или словом, или делом, или помышлением. Простите меня, грешного!

Протоиерей Виталий Ткачёв,
13 марта 2016 года.
Прощеное воскресенье
Пост – это время, когда каждый из нас должен заглянуть в себя.