В день Торжества Православия откроем свои сердца для Господа


 

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

В Vвеке после VII Вселенского собора, когда было восстановлено иконопочитание в Церкви, царица Феодора в тот год в первую Неделю поста установила празднование Торжества Православия.  Сегодня мы читали с Вами Евангелие, в котором говорится, как Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины,
и Господь обещает ему большую благодать в утверждении в истинной вере.

Почему именно это Евангелие читается в день Торжества Православия? Мы видим, что именно Господь призывает апостолов Филиппа и Нафанаила. Но Нафанаил сомневается в Христе, сомневается по той причине, по которой сомневаются очень многие по причине недостаточности веры, ощущения Бога, близости Бога, желания очистить свою душу. Нафанаил находит оправдание своему неверию. Он говорит: может ли из Назарета быть что-то доброе?

Бог приходит к людям, которые ищут Его. Человек, который не ищет Бога, не найдет его.


Назарет – это окраина Израильского государства. Нафанаил таким образом убеждает себя в том, что нет ничего, что могло бы его удивить. И вот Филипп простыми слова обращает размышления Нафанаила в другую сторону. Он говорит: пойди и увидь, пойди и посмотри. Тогда Нафанаил, еще не имея веры, но уже заинтересованный Филиппом идёт к Иисусу. И когда он только подходит ко Христу, Господь говорит: вот идёт истинный израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил был человеком, преданным закону, он соблюдал все заповеди, поэтому  Господь назвал его израильтянином, и был искренним, поэтому Иисус и сказал, что в нём нет лукавства. С этого момента Нафанаил влюбляется в Господа и говорит: почему Ты знаешь меня? И Господь отвечает: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, я видел тебя. На что Нафанаил восклицает: «Учитель! Ты Сын Божий Ты Царь Израилев».

Есть предание, в котором говорится, что Нафанаил незадолго до того, как Господь призвал его в апостолы, молился Богу такими словами: «Господи, я жду пришествия Мессии и очень  хочу послужить хоть немного, когда Он придёт. Покажи мне Его».


Казалось бы, какое-то непонятное обращение Нафанаила на простые слова Иисуса. Но есть предание, в котором говорится, что Нафанаил незадолго до того, как Господь призвал его в апостолы, молился Богу такими словами: Господи, я жду пришествия Мессии и очень  хочу послужить хоть немного, когда Он придёт. Покажи мне Его – просил Нафанаил. После этой молитвы приходит Филипп, но Нафанаил сомневается. И когда Господь говорит, что я слышал твою молитву под смоковницею, Нафанаил убеждается, что это действительно тот, кого он ждал.

Нам важно помнить:  Бог приходит к людям, которые ищут Его. Человек, который не ищет Бога, не найдет его. Если случится какое-то чудо, и Господь откроется человеку, который не ищет Его, то через какое-то время этот человек опять отпадет от Господа.

Впервые Назарет упоминается в евангельских повествованиях. Археологические раскопки указывают на существование на этом месте сельскохозяйственного поселения, в котором проживало всего несколько десятков семей. Недоуменный вопрос Нафанаила из Каны, обращенный к Апостолу Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?», по-видимому, также объясняется полнейшей незначительностью этого места в дохристианскую эпоху.

Если человек ищет Бога со вниманием, осторожностью, некой долей скептицизма, он не бросается на каждого проповедника с криками: «Мессия-Мессия!», а относится с осторожностью, то тогда он становится верным последователем Христа. Иисус об этом и говорит: Ты веришь потому, что я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей, увидишь и больше сего.

Обетование дает Господь всем последователям Его: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Так почему сегодняшний праздник называется Торжество Православия? Потому что даёт каждому из нас почувствовать радость веры, радость правой веры, радость ПРАВОСЛАВИЯ!  Увидеть это небо отверстым, почувствовать, как мы приближаемся к Господу. Но почувствовать можем, если мы приближаемся, если мы стремимся к Богу. Но Вера становится уделом далеко не многих, Господь каждую душу призывает к себе, каждому говорит: я видел тебя под смоковницей. Но не каждая душа может отозваться словами, которые сказал апостол Нафанаил: «Учитель, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев».

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачев,
20 марта 2016 г.