Проповедь в Неделю Антипасхи

Поздравляю Вас, братья и сестры, с праздником!

Сегодняшняя Неделя, первое воскресение после Пасхи, именуется Антипасхой, то есть «вместо Пасхи». Также сегодня чествуется память святого апостола Фомы. Мы слышали с Вами Евангелие, в котором повествуется, как в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

В человеческой природе есть некое зерно рациональности, которое ищет в необъяснимом объяснимое. Вера же Христова необъяснима.

Такое Евангелие говорит нам о том, как ученик Христов, Фома, был чудесным образом утвержден в вере. И вот закрадывается мысль: неужели Фома засомневался, когда Господа распяли?  Мы знаем, что Фома один из двенадцати учеников несколько раз исповедовал свою решимость пойти с Господом до конца. Например, когда ученики отговаривали Господа идти в Иерусалим, говоря, что первосвященники ищут случая убить Его, Фома сказал: «Зачем Вы Его уговариваете? Пойдём и мы умрём с Ним». Он готов был до конца пойти с Господом: такова была его решимость, такова его вера. Но вот в какой-то момент ему потребовалось именно очевидное уверение. И это было Промыслом Божиим, Божией Премудростью устроено. И не только для Фомы, но и для всех нас. Потому что в человеческой природе есть некое зерно рациональности, которое ищет в необъяснимом объяснимое. Вера же Христова необъяснима.

Фома несколько раз исповедовал свою решимость пойти с Господом до конца. Например, когда ученики отговаривали Господа идти в Иерусалим, говоря, что первосвященники ищут случая убить Его, Фома сказал: «Зачем Вы Его уговариваете? Пойдём и мы умрём с Ним».


Не может человеческое сознание, человеческий разум вместить те тайны, которые предлагает вера Христова. И вот часто натыкаясь на такое необъяснимое, человеческий разум противится ему. Мы можем предполагать, что то же было и у Фомы, он не чувствовал, не ощущал в себе перемены. Мы знаем, что до дня Пятидесятницы апостолы оставались теми немощными учениками, которые хотя и видели всё собственными глазами и ощущали, и чувствовали, но когда Спаситель отошёл от них, они заколебались, они потеряли то чувство уверенности и разбежались все, кроме апостола Иоанна. И вот когда Фома слышит от учеников слова о Воскресшем Спасителе, видит их радость, то он не чувствует веры и говорит слова, которые часто повторяют многие христиане: «не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Мы поём «Христос воскресе!», зная, что это воскресение даётся только через крест и через безоговорочное, беспристрастное распятие себя, чтобы наши страсти и грехи в воскресении нашем не были нам в осуждении.


Не так явно, но часто и мы сталкиваемся с подобным высказыванием в душе своей. Нам временами бывает трудно довериться Господу, трудно поверит, что Он печётся о нас, что Он заботится о каждом мгновении нашей жизни. Каждое движение души у Него учтено. И вот каждая мысль имеет свой вес. Забывая это, мы говорим, что мы должны сами о себе позаботиться, мы должны сделать то-то, то-то, то-то, и найти какие-то способы решения, помимо божественных, и так далее, и тому подобное.

Для нас есть Евангельское предупреждение, которое Господь говорит своими устами. Он говорит: не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи! Войдёт в обители Отца Моего!» это подвигает нас задуматься над тем, что с нами происходит, какой духовной жизнью мы живём, какое качество нашей духовной жизни. Потому что часто мы отходим от Господа и именно под благовидными предлогом.  Лукавый подсовывает нам какое-то обманное действие. Обманное движение души. И уводит нас от Христа. Уводит незаметно.

Опасность отпасть от Христа – это погрузиться в одно из заблуждений, надежды на свой собственный разум.


Если мы не будем в своём желании и стремлении быть с Богом, не будем молиться о своём неразумии, потому что человек очень много ставит на свой разум, на своё рассуждение. И это одна из приманок Лукавого, которую избежал, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии Фома. Но он избежал её чудесным образом, увещеванием, самого Воскресшего Иисуса Христа.

Мы вряд ли сподобимся такого увещевания, поэтому нам Господь говорит: блаженны не видевшие, но веровавшие.  Опасность отпасть от Христа – это погрузиться в одно из заблуждений, надежды на свой собственный разум. Те, кто постарше, помнят принципы Советской идеологии, когда говорилось, что именно разум, именно человек – есть мерило всего и надо именно на него опираться. Нужно идти, куда ведёт этот разум. Мы, прожив какое-то время, увидели, что эта идеология быстро исчезла. Но пришла другая, которая повторяет всё то же, только другими словами. Опять человеку внушается то, что он должен жить так, как ему удобно, надеяться, рассчитывать на свои силы, что он есть мерило добра и зла. Как убеждают на Западе: что есть хорошо для человека, не для души, а для тела – то есть истина. Таким соблазнам тяжело не поддаваться.

Нас убеждают на Западе: что есть хорошо для человека, не для души, а для тела – то есть истина. Таким соблазнам тяжело не поддаваться.


Сегодняшнее Евангелие учит, что наша Вера должны быть искренней и чистой, без примесей каких-то уступок миру, без того, чтобы служить самому себе, а не Богу. Ведь очень легко следующим шагом, после того как мы поставим разум выше веры,  начнём  служить самому себе, решать для себя, что хорошо, а что плохо. Христос показал нам пример служения Богу. И это был пример послушания до Крестной смерти, не в царском Величии, ни в славе Господь послужил здесь на земле, но в страдании и бесчестии, и этот пример всегда будет с нами.

Мы поём «Христос воскресе!», зная, что это воскресение даётся только через крест и через безоговорочное, беспристрастное распятие себя, чтобы наши страсти и грехи в воскресении нашем не были нам в осуждении. Чтобы мы услышали от Господа: «Войдите  в уготованное Вам Царствие Небесное».

Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
8 мая 2016г.