Протоиерей Виталий Ткачев: чтение о безумном богаче

Поздравляю со святым праздником, с воскресным днём!

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали с Вами Евангельское чтение, в котором Господь говорит притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Такое евангельское чтение в церковном году носит название «чтение о безумном богаче». В чём же его безумство?  В чём ошибка человека, о котором говорится в этой притче?  Мы видим, что он рассуждает так, как рассуждают очень многие. Нужно обеспечить себя, нужно что-то приобрести: «вот у меня хороший урожай, - говорит он. – И некуда мне собрать его. Поэтому сломаю житницы, построю большие и соберу туда весь хлеб свой». В этом, казалось бы, мирском рассуждении есть ещё один момент. Когда ещё житницы не построены, когда ещё не сделано дело, богач себе говорит: «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Он исключает из своего размышления Божественный Промысел. Он говорит о том, что он сам это всё сделает, и хоть ещё не сделал, а уже уверен, что всё это совершится, и будет так, как ему хочется.

В притче Господь показывает, кто есть хозяин нашей жизни. Бог говорит богачу: «Безумный! Душу твою забирают у тебя. И кому же достанется то, что ты заготовил?» Так, безумство этого богача именно в том, что у него нет веры в Бога. Нет того осознания, что Бог управляет нашей жизнью. Что Он даёт и отнимает, помогает и, наоборот, запрещает, участвует в нашей жизни, но всё человек хочет сделать сам. Поэтому он и называется безумным. И, более того, его безумство заключается ещё и в том, что, не сделав, он размышляет о как будто  бы свершённом.

Нам, братья и сестры, это порой напоминает наши действия. Когда мы хотим что-то сделать и надеемся на свои силы, когда мы ещё не сделали, но думаем, что сделаем именно так, как задумали. Это настроение души говорит о том, что вера наша бывает поверхностной. Бывает так, что человек против всех обстоятельств, против всех каких-то видимых препятствий совершает дело благополучно. И это приносит пользу, и он благодарит за это Бога. А бывает так, что  при всех сложившихся благополучных и благоприятных обстоятельствах ничего не получается. Нужно заглянуть в душу свою и подумать: не являемся ли мы теми безумными «богачами», которые надеются сделать всё без помощи Божией. 

Нам во всяком деле надобно просить, чтобы Господь помогал, даже не размышляя над тем, доброе это дело или худое, будет нам от него польза или нет, сами мы всё равно не поймём, к чему приведут наши действия, ибо один Господь только знает, что будет в конце.

Есть такая икона, именуемая «Нечаянная радость». На ней изображён человек, склонившийся на колени перед иконой Божьей Матери. История сего образа такова. Человек этот был не просто грешником, он был злодеем – он крал, обижал людей, грабил, но в какой-то момент, так как у него было осознание того, что Бог есть, Господь остановил его, остановил особым, чудесным образом. Разбойник имел такое обыкновение: накануне всякого дела он просил благословение перед иконой. И вот в одну ночь, когда он молился перед тем, как пойти на свой разбой, он увидел, что икона ожила, что Господь отвернул от него Свой Лик, а Матерь Божия просит за этого грешника, чтобы Сын Божий его помиловал. И тот человек пришёл в себя, осознал, что с ним происходит; благодать коснулась его сердца. Раскаялся и повёл жизнь самую благочестивую, став истинным христианином. Господь вразумил его и наставил самым чудесным образом. Нам же бывает недосуг, а, скорее, мы просто не задумываемся над тем, чтобы спросить благословение на какое-то наше необходимое действие. Есть воспоминание келейницы святой блаженной Матроны Московской, которая была хоть и слепая, но занималась каким-то рукоделием на ощупь. И вот она с великой молитвенной трепетностью испрашивала у Бога, у Божией Матери помощь и благословение на всякое своё дело. Так близко она ощущала, что Господь помогает ей, всем сердцем тянулась к нему и была великой святой. И нам, братия и сестры, надобно у неё поучиться, чтобы Господь помогал, чтобы нас святые угодники своим заступничеством не оставляли, чтобы Божия Матерь хранила от всякого зла. Обращаться надо не только в молитвах, которые положены по чину христианскому,  после сна и перед ним. Но и от всей нашей души попросить, помолиться, и это будет тем, что нас связывает с Господом. Тем, что будет нам помогать в наших делах, но также наши чувства приводить в порядок.

Будем же, братия и сестры, просить у Господа благословения, будем держаться за тот Хитон, который Он невидимо нам дал, чтобы мы, держась за него, шли по пути спасения, шли и не падали, не отступали, не проваливались в греховные ямы, а, выбираясь из них, дальше шли за Господом.  И в конце пути наследовали вечную жизнь. АМИНЬ.