Протоиерей Виталий ТКАЧЕВ: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Поздравляю, братия и сестры, с праздником, с днём воскресным!

Сегодня мы слышали с Вами Евангелие, в котором Господа спросил некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

В этом Евангельском чтении, братия и сестры, мы видим, что Господь наставляет одного из начальствующих словами ветхозаветных заповедей. Почему именно к ним обращается Господь, не ссылаясь на Заповеди блаженства или что-то другое из Евангелия. Потому что накануне Господь говорил, когда к нему приводили детей, говорил о том, что кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не наследует его. И тут же ему задаётся вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек не услышал, что Господь говорит образами, и поэтому даются ему точные заповеди: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и так далее.  И когда слышит ответ, что этот человек сохранил всё это, то Господь, как сердцеведец, видит, к чему привязана душа, к чему она тянется. Он говорит о том, чтобы тот отдал своё богатство и не привязывался к нему, проявил бы подвиг веры, продав всё, чтобы раздал нищим и получил сокровище на Небесах. Такое наставление, такой подвиг был не по силам этому человеку, и поэтому он отошёл, опечалившись. И тогда Господь говорит о той привязанности, о том искушении, которые несут в себе всякого рода материальные богатства. Возможно и не только материальные, но и всякая привязанность к чему-либо земному. Господь говорит, что проще верблюду пройти сквозь игольные уши, чем такому человеку попасть в Царство Небесное. В те времена игольными ушами назывались очень узкие, небольшие проходы в крепостных стенах для того, чтобы опоздавшие странники, когда уже будут закрыты основные врата, могли попасть в город. Буквально согнувшись,  потому что эти проходы, эти ворота были небольшого размера, мог туда войти человек, тем более что очень сложно, практически невозможно туда было пройти верблюду. Господь даёт такой образ, который обозначает: трудно, привязавшись к чему-то земному, материальному, быть готовым попасть в царство Небесное.

А ведь часто и в нашей жизни привязанности мешают нам быть с Богом. Часто и мы привязываемся к чему-то. Возможно, у нас и нет больших богатств, но мы можем дорожить любимым делом, любимой вещью, любимой привычкой и этим не давать благодати Духа Святого преобразить нашу душу. Ибо человек, надеясь не на Бога, а на что-то земное, он потихоньку-потихоньку подтачивает свою веру. Если в нём вера крепкая, то он постепенно переносит свою веру на что-нибудь другое: на других людей, обстоятельства, на себя самого, на свои собственные силы и убеждения. И таким способом отходит от Бога. И только Господь, видя то, что происходит в душе у человека, даёт ему толчок для того, чтобы вера в нём снова зажглась. Об этом Он говорит тем слушающим, которые спрашивали: «Кто же может спастись?» Ибо в те времена богатство материальное считалось благословением Божиим и считалось, что более богатого больше любит Господь. И вот на что Господь отвечает: невозможное человеку, возможно одному Богу.

Так, в сегодняшнем Евангелии мы видим пример того, что часто уши человеческие бывают закрыты к заповедям. Очень трудно духовно смотреть на свою жизнь, видеть в ней Промысел Божий, и те действия Божии, которые происходят с нами, ибо они не поддаются человеческой логике и странны. И то, что даёт Господь иногда трудно понять, ибо заповеди блаженства, хотя мы и наставлены, но порой не можем применить их в нашей жизни. Что же для нас значит: блаженны нищие духом? Блаженны кроткие? Блаженны алчущие и жаждущие правды? Но часто именно заповеди ветхозаветные становятся для нас мерилом нашей жизни: не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь свою – это те моральные правила, на которых основывается общество. Но нам нужно идти дальше, нам нужно взглянуть на нашу жить с высоты Евангельского учения. Не только взглянуть, но и изменить её. Увидеть свои привязанности, увидеть свои недостатки, свои привычки с точки зрения евангельского света, того, что Господь освещает нам Своей Жизнью, Своим Учением, Своим Писанием. Если мы так посмотрим, то найдём ту причину, по которой нам бывает порой очень трудно приблизиться к Богу. Мы идём и, как нам кажется, не преуспеваем в этом, нам трудно молиться, трудно собраться в храме во время службы, чтобы наши мысли не блуждали, а были сосредоточены на Богослужении, нам трудно сделать что-то доброе, и этому есть порой причина в нашей душе. Если мы попробуем проанализировать то, что с нами происходит, то тогда и мы найдём ответ на тот вопрос, который задал вопрошающий из начальствующих: что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Аминь.