Проповедь в Неделю о Закхее

Сегодняшний воскресный  день в церковном календаре носит название «Неделя о Закхее». Каждый год в эту неделю читается Евангелие,  в котором повествуется, как Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него…

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Такое Евангелие читается накануне Великого поста, потому что в нём Господь показывает, как человек может отвратиться от греха, но может это сделать только с помощью Божией.

У многих людей есть привычки греховные. У некоторых род деятельности такой, что заставляет грешить. Некоторые уже находятся в путах греха. И пример Закхея показывает: в любом положении нельзя отчаиваться, а нужно искать Бога. Мы знаем, что во времена Иисуса Христа мытарями называли сборщиков податей от римских властей, фактически – от оккупантов. Они часто брали лишние для своего собственного обогащения и были ненавидимы народом израильским. И вот такой человек именем Закхей, а его имя, как ни странно, значит совершенно противоположное – праведность или справедливость, он искал увидеть Иисуса. Возможно, первоначально его стремлением было увидеть Того, о Ком так много говорят, но далее его стремление доводит до того, что он, будучи мал ростом ищет дерево, на которое взбирается. Ранее поселения представляли собой одну центральную улицу, через которую проходили все дороги. И Закхей знал, что Иисус будет идти по этой дороге, и будет окружен множеством народа; заранее взбирается на дерево. И, несмотря на насмешки людей, ждёт только, чтобы увидеть Господа. И Господь, проходя, останавливается и говорит ему: «Слезь, ибо надлежит мне быть в доме твоём». Такое событие для Закхея становится чем-то особенным, ибо его душевный порыв, его искательство были замечены Спасителем. И когда Господь находится в его доме, он в душевном покаянии говорит: «Господи, половину имения я отдам нищим. Кого чем обидел – воздам вчетверо». Здесь нам открывается духовное действие покаяния. Пока мы ищем Господа, Господь ждёт, пока в нас родится желание быть с Ним. И когда это желание в нас окрепнет, Господь приходит в наш дом, как пришёл в дом Закхея. И тогда в нас должно родиться то, что называется плодом покаяния. Плодом, который приводит к действию, направленному на спасение нашей души.

Для Закхея это стало плодом ко искуплению своих грехов перед односельчанами, перед своими сродниками, которых он обирал в пользу римских властей по роду своей деятельности. И вот он готов отдать то, что неправедно собрал и воздать тем, кого неправедно обидел. И вот здесь Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, ибо и он сын Авраамов». Мы знаем, что сыновьями Авраама называют людей, имеющих веру, веру твёрдую. И вот эта вера стала спасительной для Закхея-мытаря. Нам, братья и сестры, надобно помнить, что Евангелие сегодняшнее заканчивается словами: «Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».

Ни в каких обстоятельствах нельзя поддаваться на уловки врага рода человеческого, который чаще всего старается сбить с духовного пути человека унынием, людской молвой, людским мнением, нежеланием подвигнуть себя на плоды покаяния. И вот нам Закхей показывает то, что всякий человек может обратиться от своей пагубной греховной привычки, преодолеть человеческое мнение, которое порой бывает преградой на пути его к Богу, совершить достойный пример, достойный акт покаяния через отвращение греха, через вступление того, что было сделано неправедно, неправильно, греховно. Прийти, и Господь примет его, потому что Господь ищет взыскать погибшего, найти покаяние в сердце человеческом, найти в нём веру, и, как плод этой веры, любовь к нему. АМИНЬ.

Протоиерей Виталий Ткачёв.
25 января 2015г.