Протоиерей Виталий ТКАЧЁВ: «Будем испрашивать у Господа добродетели смирения и мудрости»

Сегодняшнее воскресение носит в церковном календаре наименование «О мытаре и фарисее». С этого дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. Мы слышали с Вами во время чтения Евангелия притчу:

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!  Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Такое Евангелие напоминает нам перед Великим постом, о том, что смирение – есть величайшая добродетель в очах Божиих. И никакие внешние заслуги не дадут сердце такой благодати, какую даёт смирение. Можно поститься, молиться, посещать храм, можно много добрых и благих дел делать, но если в сердце нет смирения, то благодать Божия в нём не задерживается, а стяжание благодати Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского, есть цель христианской жизни. Ключ, который ведёт нас ко спасению, – научиться благодать Божию в себе стяжав, сохранить.

И вот мы видим, что фарисей в сегодняшней притче встал, молился и говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди». Что он делал? Он в этой, как говорит Церковь, безумной «молитве» осуждал других.  Для нас это напоминание, что осуждение есть одно из самых быстрых средств потерять благодать Божию. Как только мы осуждаем человека, также Господь отходит от нас. Как только мы говорим, что этот плохой, а этот хороший, этот так сделал, а этот не так сделал, мы сразу же теряем то, что должны стяжать в течение своей жизни. Далее фарисей говорит о своих заслугах: «Я пощусь два раза в неделю,  даю десятую часть из того, что приобретаю». Он имеет дела, дела добродетельные, и старается жить по Заповедям Божиим. Но не хватает ему именно сокрушения, именно того покаяния, которое и даёт сердцу зачаток смирения.

Мытарь же, по роду своей деятельности, был человеком не благочестивым,  потому что в то время мытарями назывались сборщики податей, они собирали для римских властей, для оккупантов. И часто, чтобы выполнить поручение, им приходилось притеснять, оскорблять, а где-то и подвергать насилию своих соплеменников. И вот этот мытарь, стоя в храме, не смел поднять глаз на небо, с сокрушением говорил: «Боже, буди милостив мне грешному». И Господь говорит о том, что мытарь был более оправдан в своей молитве, в своём вопле к Богу, чем возвышающий себя фарисей.

Нам этот образ ещё и ещё раз напоминает: покаяние должно быть от сердца, от осознания своих грехов, от видения своего несовершенства. Не просто формальным, не просто по необходимости, придя в храм и подойдя на исповедь, назвать свои грехи, но постараться их прочувствовать, постараться в сердце своём почувствовать ту скорбь, ту боль, которую причиняет грех душе.

И тогда наша молитва в таком духовном покаянии будет воплем ко Господу, просьбой о помощи, просьбой об избавлении от грехов – от тех уз, которые накладывает на нас порой мир. От тех сетей, в которые мы часто попадаем по своему неразумию, нерадению, своей лености. А, может быть, и по своему собственному греховному,  страстному желанию. И сетей таких много.

Если мы вспомним с Вами случай из жития Антония Великого, в котором он, испрашивая у Господа откровения о грядущих временах, увидел и ужаснулся сети лукавого, которые были расставлены по всей земле. И он с ужасом возопил ко Господу: «Господи, так никто же не спасётся! Кто может спастись в таком случае?». И Господь сказал ему: «Спастись очень трудно, но смиренномудрые избегут этих сетей». Опять же в этом откровении Господь говорит о смирении. О смирении и мудрости, с которыми нам надобно подходить к своей жизни, к своим поступкам, своим привычкам, своим обязанностям, своим делам и мыслям. И тогда Господь по милости своей, если мы будем  испрашивать у него именно добродетели смирения и мудрости, сохранит нас во всё время нашей жизни и приведёт в Обители Небесные. АМИНЬ.

01 февраля 2015г.