Проповедь в Неделю Торжества Православия

Сегодняшний день носит в церковном календаре название  Недели Торжества Православия. Мы с вами совершили молебное пение в Неделю Торжества Православия, в котором прославили Господа за то, что наша Вера, несмотря на все нападки на неё, несмотря на все козни врага рода человеческого, в людях живёт и приумножается.  И, хотя порой некоторые говорят, что незаметны плоды Веры Христовой, но, тем не менее, в душах многих и многих людей Христос является той целью в жизни, тем мерилом, по которому строится отношение с Богом, отношение с ближними, отношение к миру. И нам надобно в сегодняшний день вспомнить, какими жертвами, какими трудами была сохранена Вера Христова.

Во все периоды существования Церкви, она находилась в борьбе. Земная Церковь – она, как говорит нам догматика – Церковь воинствующая, Церковь борющаяся.  И только меняются формы этой борьбы  и способы нападения на Церковь.

Сегодняшний праздник был установлен по поводу окончания эпохи Вселенских Соборов. В IX веке, когда уже остальные ереси были изобличены, и люди отошли от еретических исповеданий (последняя ересь – ересь иконоборческая), было установлено догматическое учение Церкви. Но, несмотря на это и в последующие века возникали разные лжеучения. И хотя они исходили из тех ересей, которые были уже изобличены на Вселенских Соборах, люди поддавались под действием страстей, под действием человеческого любопытства, а, может, невежества, уклонялись от Православной  Веры. За всяким уклонением от Православия следует раскол и отделение от Церкви Православной. В этом есть обличение ереси. Как мы узнаем, что учение ложное? Только тогда, когда люди, его исповедующие, отвергают церковную иерархию, отвергают церковную дисциплину, отвергают всякое послушание Святой Апостольской Церкви. За таковыми стоит враг рода человеческого и смущает умы многих людей. Порой эти смущения бывают весьма и весьма лукавыми, коварными и искусными. Но поддавшись на них, человек теряет благодать и становится легкой добычей для врага рода человеческого.

А приняв какую-то еретическую мысль, мы можем впасть сразу же в противление Христу. В чём оно выражается, я попробую объяснить: человек, который находится в мире со Христом, в благодати Божией, он не имеет терзаний по поводу послушаний, по поводу желаний и возможности быть, можно сказать, в положении подчинённого, исполнять не свою волю, а волю чью-то.  В идеале, конечно, волю Божию. Но так как чаще всего воля Божия для нас бывает сокрыта, то мы можем научиться послушанию, отсекая свою волю волей церковных правил, церковной иерархии, духовника, Устава Церкви. И вот когда по мере принятия рассуждений еретических, благодать оставляет человека, тогда это желание быть в послушании пропадает. Появляется горделивое желание быть значимым, быть важным, быть, возможно, и нужным, и полезным, но за этой нужностью и полезностью стоит дух гордыни, дух разрушения. В нём нет любви. А если нет любви, то ты, как говорил апостол, - кимвал звонящий и медь бряцающая, даже если творишь великие чудеса. И вот во множестве людям приходится сталкиваться в нашем мире с искушением, если не политических мыслей, то мыслей отводящих человека от Христа. Как им противостоять? Противостоять им нужно твёрдой верой и уверенностью в том, что без Церкви Христовой нет спасения души.

Об этом еще давно говорил блаженный Августин: без Церкви возможно и Богу молиться, возможно и Священное Писание читать, и подвиги нести, но без Церкви невозможно спастись. Надобно нам это помнить, братья и сестры, и отвечать этими словам тем, кто говорит, что Бог у них в душе, что они постигают Бога своим особым путём, говорит, что наша цель не знание, а спасение души. Наша цель – не спасение каких-то чудес, а общение с Богом неразделимое и непостоянное. Такое, которое приведёт нас в конце жизненного пути к вратам райским и введёт нас в обители небесные. Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
1 марта 2015г.