«В духовной жизни нет статичности: или человек идёт к Богу, или, наоборот, идёт от него…»

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы чествуем память святого Иоанна Лествичника, который оставил нам «Лествицу» восхождения к Богу. В своём труде преподобный говорит такие слова, которые особенно относятся ко времени покаяния, ко времени Великого поста. Он говорит, что ты не будешь судим на суде Господнем за то, что не творил чудес, не богословствовал, а будешь судим за то, что не плакал о грехах своих. Так сей муж напоминает, что важнейшим деланием Великого поста является покаяние.

Воздержание в пищи, воздержание к чувству нужны для того, чтобы наша душа пришла в состояние покаяния. Ибо если в нас нет сожаления о грехах своих, то остальные наши дела и «подвиги» не принесут нам того единения с Богом, которое даёт сожаление о грехах своих. Покаяние человеку дано, как залог будущего спасения.

Иоанн Лествичник говорит о плаче о грехах своих. Это значит, что должна быть мера не только сожаления, но и мера, когда человек переживает свой грех, как некое горе – горе отчуждённости от Бога, горе отдалённости от Него. В этом особенно преуспевают святые отцы-аскеты, которые написали множество-множество книг о покаянном плаче, о том, как через покаяние очистить свою душу. Читая эти слова святых отцов, мы понимаем, как далеки от этого, ибо в житейской суете нам порой трудно даже мысль свою обратить к Богу, трудно в молитве сосредоточиться на том, чтобы не рассеиваться и не блуждать своими мыслями, где бы то ни было, по своим житейским заботам.  Трудно понудить себя на молитву.

Это, братья и сестры, говорит о том, что время, отведённое нам, порой используется впустую. Ибо чего ждёт Господь? Господь ждёт от нас любви к Нему. И эта любовь проявляется в послушании, послушании Церкви, послушании Заповедей Божиих. Послушание является тем мерилом, которым показывается смирение человека к Богу. Святые Отцы говорят: без смирения - нет спасения. Как часто мы забываем, что смирение – это не есть какое-то внешнее проявление в нашем поведении. Это есть внутреннее осознание нашего места во Вселенной, когда мы понимаем, что Господь – есть Творец и Создатель всего. Когда мы понимаем, что Господь – Господин нашей жизни, управляет ею. И мы, не имея ничего своего, смиряемся перед Ним, принимаем это, не даём развиться эгоизму, гордости, греховным желаниям. И когда смирение входит в душу, оно заставляет человека искать Бога, искать Его Любви, и, как Дар Божий,эта любовь приходит.

Сегодня мы празднуем память сорока Севастийских мучеников, которые в начале IV века в 320 году в Севастии, на территории нынешней Турции, были замучены в ледяном озере, когда их на всю ночь оставили, чтобы они отреклись от Христа и принесли идольскую жертву. И вот здесь Господь даёт нам удивительный пример смирения и покаяния. Один из воинов был нетвёрд в вере. Когда всех заставили стоять в ледяной воде, он пошёл в баню, растопленную на берегу,с решением предать Веру, но замертво упал на пороге. А один из стражников, стоявших и охранявших этих воинов, чтобы те не разошлись, не убежали, видя их страдания, видя их мученические венцы, которые Господь им уготовал, от всего сердца покаялся и присоединился к христианам. Он сам добровольно принял страдания за Христа, хотя и был язычником ещё некрещенным. И вот такой пример добровольного обращения души смеренной к Богу, хотя и не просвещённой Таинством Крещения, Господь даёт в сегодняшнем праздновании памяти Святых Сорока Мучеников: покаяние может быть очень глубоким и быстрым. В то же время оно может быть и очень долгим и постоянным. Мы не имеем таких духовных сил, какие имели Сорок Севастийских Мучеников, чтобы исповедовать Христа, если не будем просвещены благодатью Божией.  Но для того, чтобы благодать входила в сердце, необходимо, чтобы это сердце отзывалось на призыв Божий. Отзывалось и стремилось к Богу. Без покаяния, без сердечного сокрушения в грехах это невозможно. Если мы не будем постоянно взывать к Богу и просить Его о том, чтобы Он исправил нашу жизнь, исправил наши души, привел их к Себе, в Обители Небесные, то мы весьма и весьма скоро можем пойти в обратную сторону.

Как говорят Святые Отцы, в духовной жизни нет статичности: или человек идёт к Богу, или, наоборот, идёт от него. Он всё время куда-то движется, но чтобы прийти к Богу нужно прилагать весьма и весьма значительные усилия. А чтобы идти от него, надо просто дать свободу своим грехам, нужно снять с них узду заповедей и пустить галопом, тогда они сами приведут нас к адским безднам.

Поэтому, братья и сестры, сегодняшний праздник есть предупреждение и напоминание о том, что нам необходимо трудиться над своим спасением, необходимо понуждать себя на творение духовных трудов. Первый из них –то, о чём мы сегодня говорили, это покаяние – желание быть с Богом, осознание своего несовершенства от видения своих грехов, которое даётся по милости Божией человеку, ищущему Бога. Второе –молитва, пост, творение добрых дел и многое-многое другое - то, что приводит нас к этому покаянию. И в конце хочется сказать, что Господь, видя стремление к чистоте сердца, всегда его поддерживает, всегда даёт силы, укрепляет своею благодатью, чтобы человек не изнемог в этом стремлении, чтобы он получил то, чего он алчет. Будем же просить Господа укрепить нас в этом делании, дать нам силы, и чтобы мы пришли к нему с белыми, чистыми душами и наследовали вечное блаженство.

АМИНЬ.

Протоиерей Виталий Ткачев,

22 марта 2015 года.