Проповедь в Неделю о Самаряныне

Сегодняшний день, начало пятой седмицы по Пасхе, в церковном календаре носит название Недели о Самаряныне.

На Литургии читается Евангелие, в котором Господь, приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя.

Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Такое Евангелие, братия и сестры, научает нас очень важному отношению к Богу. Мы видим, что женщина-самарянка, казалось бы, совершенно случайно встретила Иисуса у колодца. И когда Он заговорил с ней, была удивлена. И Господь стал говорить с ней странными словами, притчами, о воде, которая течёт в жизнь вечную. И женщина, услышав, а, скорее всего, ощутив, что перед нею не простой человек, не простой проповедник, который много ходил по дорогам тогдашней Иудеи, а истинный посланник Божий, Сын Божий, Мессия. Вот она ощутила это сердцем и попросила у Него: «Дай мне той воды!». Конечно, мы знаем, что Господь имел в виду Благодать Божию, которая изливается на верующих и которая даёт жизнь всему. Но для женщины это было сокровенно. Тогда Господь говорит ей: «Пойди, позови своего мужа!» Здесь дело было не в муже, которого нужно позвать, а в том грехе, который связывал эту женщину от познания Бога. Ибо как дальше Господь открывает ей: у неё было несколько мужей, и тот, которого она имела – не муж ей. И тогда женщина понимает, что ничего нет сокровенного от Бога, нет ничего, чтобы тот Человек, тот Пророк, как она считала (нам же известно, что это Сын Божий) не может не знать об её жизни.

И вот в такой ситуации каждый из нас спросил бы у Бога что-то своё. В лучшем случае спросил бы, наверное: «Как бы мне жить, чтобы получить спасение, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но женщина спрашивает о другом – о догмах веры, как и где покланяться Богу, как Ему молиться, как обращаться. И это настолько важно для неё, что она оставляет все другие вопросы и спрашивает только об этом: как молиться Богу, чтобы угодить ему. И когда Господь ей объясняет, то в тот момент, когда они беседуют, происходит рождение Нового Завета, когда богомольцы будут молиться Богу в духе и истине.Она начинает прозревать и вспоминает, что придёт Мессия, Который возвестит всё.

И вот здесь, в Евангелии, описан уникальный случай, когда Господь сам называет себя Мессией. Он говорит: это Я, Который говорю с тобою. В этом небольшом диалоге Господа и самарянки для нас, братья и сестры, очень важно понимать, что если мы стремимся к стяжанию Благодати Божией, что есть целью Православной жизни, то необходимо искоренить грех, очистить своё сердце. И если мы будем желать это, то нам необходима и искренность и честность в отношении с Богом.

Часто мы находимся в заблуждении, мы понимаем, что грех и что нет. Понимаем, что с ним нужно бороться, но вот искреннего познания и раскаяния мы не имеем. Мы говорим: может, это и грех, может, с этим можно жить, может, Господь нас простит, мы покаемся и оставим его? Но когда, покаявшись, отходим от исповеди, мы не становимся совершенно неподвластными этому греху. Мы опять возвращаемся к нему. Мы опять находим повод для своего оправдания.Мы опять говорим себе, что, возможно, в следующий раз будем более решительными, более твёрдыми. Мы снова постараемся раскаяться в этом грехе.Ивсё повторяется.

В нас не хватает той решимости, с которой святые исторгали грех из души своей. Об этом говорил и старец преподобный Серафим Саровский.

Он говорил, что между святыми прошлого и нынешнего, то есть того времени, которым жил преподобный Серафим, ничего не изменилось. Только у людей пропала решимость бороться с грехом. И вот здесь для решимости, как нам показывает сегодняшнее Евангелие, нам необходимо истинное Богопознание. Нам необходимо знание о том, как нам прославить, как нам служить, как нам молиться Богу. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что этот вопрос должен стоять не только отвлеченно, как бы не касаясь нас, как бы где-то далеко. Он должен непосредственно быть в нашей жизни тем мерилом, которую мы строим. Для этого нам необходимо углубиться в дух Евангелия, прочувствовать его, пожить им. Это Господь даёт в какие-то моменты нашей жизни. Каждому из нас, кто пытался жить по евангельским заповедям, Господь открывал какие-то духовные грани этой жизни. И вот здесь, братья и сестры, Господь показывает часто нам, что есть жизнь по Евангелию. Это не есть постоянный покой, это не есть постоянная радость, это не есть постоянное ликование, восторг. Это есть борьба со своим грехом, со своей греховностью. И в этой борьбе есть и свои поражения, и свои победы, но они часто бывают Господом смягчены. Ибо если человек без благодати Божией живёт, то он восходит от греха к греху, ему становится всё мало и мало греха. Он становится всё изощрённее в проявлении своей греховности. Это касается не только человека, а целых народов, идущих путём греховным. Тем путём, на котором погибают тысячи и тысячи – миллионы душ. И тогда Господь даёт какое-то вразумление. Чтобы люди остановились, задумались, чтобы люди стали на путь покаяния. Если же вразумление не действует на сознание людей, и большинство идёт по научению дьявола по пути погибели, тогда случаются какие-то многолетние войны, какие-то бедствия, какие-то несчастия, которые мы вспоминаем потом многие и многие десятилетия. Мы храним память о тех погибших, которые пролили свою кровь, отдали свою жизнь зато, чтобы другие люди могли жить не под гнётом поработителей, а свободно. Но помня это, надобно вспоминать и то, что причиной всегда является богоотступничество.

И дабы не случилось чего большего с нами или с нашими потомками, мы должны стремиться жить по Заповедям Божиим, жить так, чтобы для нас это было значимым и важным, необходимым. И только тогда Господь, видя это стремление в людях, пусть не во всех, но в малой толике, в той соли земли, как говорится в Евангелии, которое не дает испортиться всему обществу. Видя это, Господь оградит и сохранит от тех бедствий, которые попускает. Как Он их попускает? Он отнимает благодать. Отходит благодать Божия от людей, они начинают враждовать, они начинают ненавидеть друг друга. Как только время испытаний проходит, Господь опять через страдания очищает своих людей. И это помня, видя, что в сегодняшнем Евангелии Господь говорит, что для нас, как и для Него – пища есть творить Волю Божию. Это должно быть как пищей, как хлебом насущным, как той необходимостью, которую испытывает человек каждый день, ибо каждый из нас каждый день испытывает голод, жажду, утоляет их. Также и жажда Богообщения. Это говорит о жажде души, о здоровье её. Если эта жажда проходит надо искать где болезнь, где поражение, где то расстройство, которое поразило нашу душу, поразило её тяжёлым недугом. Недугом чёрствости, недугом непроницаемости для благодати Божией и тогда нужно, как самарянка, быть искренними, прежде всего, с самими собой и с Богом. Сказать, что – да! - во мне есть эта язва. Я хочу от неё избавиться, и я каюсь в ней. И с таким настроем, подходя к исповеди, получать разрешение от Бога, Который сам, видя наше сердце, даёт или не даёт ослабить силе греха. Развязать тот узел, который есть в нашей душе. И в таком духовном делании, братья и сестры, если мы будем пребывать, то никакая духовая язва не даст поразить нашу душу до того состояния, что Господь будет вынужден отступить от нас по грехам нашим и не даст постигнуть бедствиям, которые, как мы видим, в одно мгновение могут произойти.

Которые произошли в соседней, родной нам стране Украине, когда за каких-то несколько месяцев мирная жизнь превратилась в нечто совершенно кошмарное. Не надо думать, что это никогда не произойдёт с нами. Если Господь попустит, может произойти любое несчастие, любое бедствие. Но это зависит, как я говорил уже, от нас с вами. От того, насколько мы служим Богу, насколько мы к Нему обращаемся. Насколько мы чисты перед Ним. Когда Господь послал погубить два ветхозаветных города, то пришли ангелы, исполнители этого повеления и открыли Аврааму свою миссию.  И Авраам сказал: «Как же вы можете погубить праведных и грешных, а если там найдётся пятьдесят праведников, неужели вы их погубите?» Среди нескольких десятков тысяч, живущих в этом городе, Авраам говорил о десятках праведных. Тогда Ангелы сказали: «Нет, если мы увидим там пятьдесят праведников, мы не погубим город сей». Тогда Авраам вновь приступил: «А если там не будет пятидесяти праведников, если там будет только тридцать или двадцать, или десять»... Они сказали: «Если найдём и десять праведником, не погубим город сей». Тогда Авраам взмолился: «А если пять праведников?» Ангелы ответили: «Если пять найдём, то не погубим». И отошли и больше не разговаривали с Авраамом. Но на Содом и Гоморру пролился огненный дождь, и эти города погибли навечно со всеми их жителями. Ибо не нашёл Господь в этих городах на много тысяч людей и пяти праведников, которые могли спасти эти города от их погибели.

Поэтому, братья и сестры, видя то, что происходит сейчас, видя то, что откликается в наших душах скорбью, гневом, обидой, надобно помнить, что в первую очередь от нашей христианской жизни, от нашего христианского благочестия, молитвенности, духовности, которую мы должны нести, зависит то, чтобы Господь не погубил этот мир раньше времени. Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачёв,
10 мая 2015г.