Свет Божий может увидеть каждый

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Иисус исцелил человека, слепого от рождения. И ученики Господа спросили его: «Он согрешил или родители его?»  Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии». И Господь исцелил этого человека, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. Слепой пошёл и умылся в купелях Силоамских, и вернулся зрячим. Многие рассуждали: «Тот ли это слепой, который родился слепым или это похожий на него». И даже фарисеи взялись его допрашивать, потому что начали негодовать на Господа и говорить, что в субботу не должно делать таких дел, как исцеление. И вот после этого допроса слепого, после допроса родителей его, когда его выгнали, Господь находит его и говорит ему:

«Веруешь ли ты в Сына Божия?» Он, отвечая, сказал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «Ты видел Его и Он говорит с Тобою». Слепой сказал: «Верую!» И поклонился Ему.

Такое Евангельское чудо обращает внимание на несколько моментов этого исцеления. Первое – это то, что Господь говорит такие слова, что нету греха ни на самом слепом, который таким незрячим, ни на родителях его. А это совершилось для того, чтобы явились дела Божии. Если рассуждать по-человечески, то тот слепой был наказан. Он большую часть своей жизни прожил слепым, просил милостыню, не мог видеть мир Божий. В чём же здесь проявление дел Божиих? Если мы посмотрим вокруг и посмотрим на себя самих, то как редко мы благодарим за то, что Господь даёт. За то же зрение, которым мы обладаем от рождения, едва ли благодарим Его. Мы считаем это естественным и нормальным. Так же и всё остальное. Поэтому если бы он родился зрячим, то едва ли воспринял как дар Божий, как величайшее благо. Но вот он родился слепым, слепым прожил. И встретил Господа, воплотившегося, ходящего по земле.

И Господь милостию своей исцелил его, дал ему возможность видеть этот мир. Это чудо приводит душу этого человека к познанию Бога. Как мы слышали в конце, Господь Сам исповедует ему Себя Сыном Божиим. И узнав об этом, слепорождённый исцелённым припадает к Господу и наполняется Его и следует за Ним. В этом и есть дело Божие, чтобы душа человеческая перешла от слепоты духовной к прозрению, к видению, к ведению Бога. Как часто мы, ища Бога, натыкаемся на некую преграду. Мы не понимаем, не ощущаем, не осознаём Его. Это можно также назвать слепотой духовной. Мы просим Господа, мы молимся Ему, чтобы Он дал нам себя познать. Но преграда – это грех человеческий, который мы получили, как и родившийся в слепоте. От самого рождения с  ним была повреждённость своей природы грехом, которая вошла в мир со времён Адама и Евы. И мы несём её и приумножаем. И если начинаем бороться, то часто ощущаем в себе такое сопротивление, с которым мы своими силами не сможем справиться. И вот тогда приходит на помощь Господь, когда в нашей жизни бывают минуты прозрения, и  мы осознаем, что в нас не так:  насколько греховна наша сущность, насколько часто мы приступаем заповеди Божии. Насколько в нас не хватает любви, терпения, милосердия, сострадания; у многих и у многих опускаются руки. Не должно быть так, ибо Господь каждому, кто стремится к прозрению, даёт видеть Себя, даёт видеть свет хоть в какое-то краткое мгновение. Свет Божественный. Этот свет порой ослепляет, порой бывает тяжёлым от осознания того, насколько мы несовершенны. Но каждому ведущему духовную жизнь Господь в какой-то момент открывает глаза на Себя Самого. Но мы можем и легко забыть то, что видели, то, что Господь открыл. Но не должно быть так. Мы должны сосредоточиться на покаянии, на изменении себя, ибо если Господь открывает нам наши немощи, то это величайший дар прозрения нашего. Тогда мы можем исправить то, что в нас не так. Можем отторгнуть от себя грех, сказать: нет, не будет у тебя власти надо мной!

И Господь, видя наше стремление, нашу решимость, даст нам силу это сделать. В этом Его величайшая милость и благость. Но только наше проявление должно быть искренним и настойчивым. Если мы решаемся избавиться от греха, то мы не должны быть тростью колеблющейся. Сегодня хотим избавиться от него, а завтра – снова к нему привязаны. Сегодня мы ищем покаяния, завтра – опять впадаем в грех. Мы должны быть постоянны в стремлении своём идти к Богу. И в этом постоянстве Господь непременно будет с нами. Порой в самых простых вещах мы бываем слепы. Часто осуждаем, видим недостатки других, не понимаем, что за этим видением скрывается наш собственный недостаток, наша собственная гордость.

Мы порой ищем от людей уважения, признания каких-то своих положительных качеств, каких-то своих заслуг, но не видим, что за всем этим скрывается элементарное наше земное тщеславие. Мы порой ищем комфорта в жизни, привязываемся к каким-то удобствам, но не видим, что за этим скрывается наше чревоугодие, и так далее, и так далее. И вот когда Господь, изливая свою благодать, даёт нам видение грехов своих, нам надо, возблагодарив Его за это, сосредоточиться на том, чтобы эти грехи стали чуждыми для нас. Чтобы они отошли от нас, чтобы мы приобрели навык добродетели. И тогда наше прозрение будет полноценным, глубоким и постоянным. И тогда наша душа будет освящена светом Христовым. Ибо сказано Господом в заповедях блаженства: Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят. К этой чистоте сердечной и призывает нас Господь. Он говорит о том, чтобы мы искали этой чистоты, чтобы мы стяжали чистое сердце, чтобы мы отошли от этого беззакония, и приобрели путь добродетелей, то есть  то доброе дело, о котором так много говорится в Евангелии, о котором нас наставляют Святые Отцы, о котором нас учит Церковь. И приняв это, приняв то, что нужно бороться с грехом и приобретать добродетели, мы приобретём не просто успокоение в жизни нашей временной, не просто радость, а вечное блаженство в Обители Небесной. Аминь.

Протоиерей Виталий Ткачев.

17 мая 2015г.