Протоиерей Виталий Ткачёв: «В современном мире нет таких ересей, ответ на которые бы не дали Святые Отцы в первые века христианства»

Сегодня мы празднуем память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Также в последний воскресный день перед Троицей чествуются Святые Отцы Первого Вселенского Собора. Это событие было решающим, знаменательным в жизни Церкви,ведь речь шла о наиважнейшем вопросе – ереси Ария. И когда установили истинное почитание Бога, правильное исповедание, то было великое торжество Православия. Потому что вопросы веры в IV веке нашей эры были жизнеопределяющими. И, как рассказывают историки, порой даже торговцы на рынке спорили до хрипоты о правильности исповедания Христа.

На Вселенском Соборе в Никее Константином Великим были собраны величайшие Святители: Николай, Архиепископ Мир Ликийских, Афанасий Великий, будучи ещё в сане диакона, Спиридон, епископ Тримифунтский– всего 318 архипастырей.

Нам же, братья и сестры, надобно помнить, что с того времени началось торжественное исповедание православной веры и обличение ереси. Всего мы знаем семь Соборов, которые имеют наименование «Вселенских». На них всех было сформулировано правильное изложение веры православной. Все ухищрения Лукавого были разрушены, ибо он старался через мудрствования людей, через философские рассуждения привести к погибели многих и многих.

«Первый Вселенский Собор был решающим для всего христианского мира. С этого времени началось торжественное исповедание православной веры».

Мы знаем, что Символ Веры, который поём за Божественной Литургией, который читаем в утренних молитвах, был построен на крови мучеников и исповедников. Ибо и ариане гнали до смерти православных, и во времена иконоборчества была пролита кровь мучеников, и в другие периоды жизни церкви между Вселенскими соборами очень многие ортодоксальные христиане пострадали. И лишь когда случился Вселенский Собор, который утвердил иконопочитание, наступило Торжество Православия.

До сих пор христианские историки спорят: ударил ли Николай Угодник по щеке Ария, или речь шла о словесной пощечине?

Почему же мы называем то, что было собрано и утверждено на семи Вселенских Соборах Торжеством Православия? Потому что в догматах церкви, которые были в тот период сформулированы, собрано всё, что нужно для истинной веры. Всякая ересь, всякие лжеучения, появляющиеся после соборов, лишь повторяли то, что было разобрано на этих соборах. И для нас, если мы начнём рассматривать те человеческие мудрования, те философские течения, те заблуждения людей, которые с того времени существуют и доныне, мы не найдём ничего нового: на всё это был уже дан ответ Церкви.

Нам же остаётся нести торжественно и свято то, что оставили Святые Отцы. То, что они дали нам полноту понимания мира, полноту понимания Божественного откровения, которое, как великийдар, дано нам Господом. Если же нам не достаёт веры, то необходимо молиться Господу, как это делал после Преображения отец бесноватого отрока, говоря: «Господи, верую! Помоги моему неверию». И тогда Бог нас укрепит, даст понимание мира. И хотя дьявол не перестаёт увлекать лжеучениями, но человек, который искренне ищет верный путь, будет Господом ограждён от лжи. Какими-то «случайными» обстоятельствами этот человек придёт к пониманию истины, он найдёт её, было бы только желание её найти. Но нам надобно также молиться за наших близких и сродников, чтобы избавить их от опасности заблуждения.

«Современная философия нередко призывает ставить на первое место физическую благость. Однако плоть – не самоцель человеческой души. Вспомните подвиги христианских мучеников…»

Сейчас есть много философских течений, казалось бы, не касающихся непосредственно духовности, но отводящие человека от Бога. В качестве примера приведу валеософию – влюбление в самое себя, плоть, жизнь. Оно вводит в наше сознание постепенно то, что для нас хорошо лишь полезное для нашего здоровья. Но опыт Церкви говорит, что и этому у Святых Отцов есть врачевание. Они учили: плоть – это не самоцель человеческой души, не то, чему нужно угождать. Угождать нужно Богу и искать спасения души, а не смотреть на какие-то ни было, может быть, даже и болезненные потери для нашей плоти.Мы видели множество примеров в агеографиях, когда мученики шли на смерть, не взирая на то, что они потеряют сию земную жизнь - они приобретали жизнь вечную... Когда преподобные закрывались в кельях, уходили в лес, становились на столп и многие-многие годы подвизались в нечеловеческих условиях – Господь укреплял их…

Первые 7 членов Символа Веры были приняты в 325 году в Никее. Остальные 5 –в 381 году в Константинополе во время Второго Вселенского Собора. Так появился Символ Веры - краткое и точное изложение основ христианского вероучения.

Нужно с мудростью подходить к тому, что нам предлагает мир сегодня, ведь мы не можем полностью отказаться от его мировоззрения, но это мирское мировоззрение не должно подавлять христианское, поиск спасения души. Для нас это важно и нужно, потому что если мы потеряем ту важную нить, связывающую нас с Богом, дающую нам полноту Божественной благодати, если мы отвергнемся, то станем очень лёгкой добычей в борьбе за души, в борьбе между людьми и врагом рода человеческого – дьяволом. Он может совратить человека во грех, он может привести к отчаянию, унынию, к каким-то смертным, тяжким, неисправимым грехам. Но только вера чистая правильная, даст нам силы противостоять злу, противостоять тому, что может погубить нас не только в жизни временной, но и в жизни вечной.

АМИНЬ.

Протоиерей Виталий Ткачев,
24 мая 2015г.